Читательский дневник

Аэлита (А.Н. Толстой, 1923 г.)

Знакомство с книгой

Обложка книги "Аэлита" (1977)«Аэлита» Алексея Николаевича Толстого, наверное, стала самым первым фантастическим произведением, которое попало мне в руки. В далеком 1992 г., когда я учился во втором классе, учительница попросила родителей принести в школу не очень нужные, но хорошие по содержанию книги, чтобы заполнить полки в новом шкафу. Ни одна из них не привлекла моего внимания кроме небольшого коричневого томика с ярко-красной звездой на обложке и качественными, хотя и черно-белыми, картинками. Название «Аэлита» было мне знакомо. Еще в первом классе нам подарили замечательную книгу для детей «На зов таинственного Марса» (автор В.В. Шевченко), где в качестве эпиграфа использовались знаменитые строки:

…Словно тихая молния, пронзил его сердце далекий голос, повторявший печально на неземном языке:
— Где ты, где ты, где ты, Сын Неба?..
…Голос Аэлиты, любви, вечности, голос тоски, летит по всей вселенной, зовя, призывая, клича – где ты, где ты, любовь…

В этих словах сквозила неземная красота, наполненная такой тоской, что они запомнились надолго. Как и название книги. Поэтому, увидев ее на полочке, я сразу решил, что попробую ее одолеть . С первого взгляда меня покорили иллюстрации бурятского художника Владимира Владимировича Инкижинова, который наделил и марсиан, и магацитлов азиатскими чертами лица. Вряд ли автор представлял своих персонажей такими, но по ходу повествования выяснилось, что этот вариант внешности выглядит вполне логично. Я пролистал мельком книгу, и уперся взглядом в следующий отрывок:

Легко, прыжками он побежал к дому. Прислушался, скользнул вдоль боковой стены и заглянул за угол. Близ входа в дом лежал, завалившись набок, разбитый корабль. Одно его крыло поднималось над крышей к звездам… Лось различил несколько валявшихся на траве точно мешков, – это были трупы. В доме – темнота, тишина.

Это так отличалось от всех книг, которые я читал ранее! События разворачивались в воображении, словно голливудский боевик, легко и непринужденно, без всяких усилий. Естественно, книгу с разрешения учительницы я  утащил домой. Она очень удивилась, что мне захотелось прочитать такую казалось бы «взрослую» книгу. Но, как потом оказалось, многие «детские» книги намного тяжелее как по стилю повествования, так и по содержанию, нежели «Аэлита».

Сюжет и структура

Основной сюжетной линией является полет русского инженера Мстислава Сергеевича Лося и бывшего красноармейца Алексея Гусева на Марс. И уже там, на Красной планете, развивается романтическая линия Лося и Аэлиты и назревают революционные события. Это классическая триада любой хорошей космооперы:
1) исследование неведомого (вся тематика Атлантиды, посещение заброшенного дома, уроки Аэлиты, блуждание по паучьему лабиринту);
2) любовь и романтические отношения (не только Аэлиты, но и Гусева с Ихошкой);
3) военно-политические пертурбации (Viva la revolución!).

Структура романа (пусть все-таки «Аэлита» остается романом, хоть по объему и тянет на повесть) повторяет обычную для приключенческой литературы схему, когда в первых главах герои отправляются в экспедицию, а затем, натворив дел в открытой ими стране, спешно бегут обратно, прихватив с собой в лучшем случае девушку («Земля Санникова» В.А. Обручева), а в худшем кошмарные воспоминания («Хребты безумия» Г.Ф. Лавкрафта). В плане проработанности Тума (так называется Марс на языке марсиан) уступает Барсуму из «Принцессы Марса», но во время первого чтения я еще не знал о его существовании, как и о Средиземье или Хайборийской Эре. Поэтому главы, где Аэлита рассказывает об истории Марса и Атлантиды, привели меня в настоящий восторг.

Очень интересными и трогательными выглядят главы, посвященные событиям ночи перед отлетом на Марс. Очень часто дорога начинается не в тот момент, когда трогается поезд или самолет начинает набирать скорость для взлета, а гораздо раньше. Уезжают обычно рано утром (помните песню гномов «We must away ere break of day / To find our long forgotten gold«?), и ночь перед дальней дорогой становится неким водоразделом между прошлым и будущим, между тем, что было и что будет. С первыми лучами солнца старая жизнь заканчивается. И автор подметил этот момент очень четко, хотя запуск и был назначен на шесть вечера. Бессонную ночь Лось проводит в воспоминаниях о своей жене Кате, которая умерла за полгода раньше описываемых событий. Он прощается с Землей и тем, что было на ней. Гусев же вырывается из душных тисков мирной жизни, к которой так и не смог привыкнуть после семи лет войны и борьбы с врагами революции. Герои бегут с Земли, чтобы вновь начать жить в полную силу.

Aelita - Take off

Взлет (худ. В.В. Инкижинов)

На Марсе Лось и Гусев встречают представителей высокоразвитой цивилизации, которые ничем не отличаются от людей за исключением низкого роста и цвета кожи. Глава Красной планеты Тускуб прячет их в своем особняке у озера, а его дочь – Аэлита – учит пришельцев языку марсиан и рассказывает о связи их цивилизации с Атлантидой.

Первый рассказ Аэлиты про историю Марса состоялся на ступеньках у озера под бездонным океаном звезд. Наверное, это интересный опыт, сидеть вот так в ночной тишине рядом с женщиной неземной красоты и слушать эпичные истории про судьбы государств и народов. Второй рассказ, уже про Атлантиду, тоже поражает масштабностью и философско-эзотерическим наполнением. Главное найти правильную версию романа. Существует несколько версий «Аэлиты», которые существенно отличаются друг от друга в акцентах и смыслах при сохранении общей фабулы истории. Так, в пермском издании 1977 г., где в одном томике с «Аэлитой» напечатан «Гиперболоид инженера Гарина», вырезаны все упоминания об Эросе и противопоставлении разума и полового влечения, хотя это важно для понимания, почему учитель сказал Аэлите «Хао погубит тебя». Поэтому я ориентируюсь на бурятское издание книги (1977 г.), где все эти моменты сохранены. Там, правда, нет упоминаний про кокаин и тряпьё из Козьмодемьянска, но эти штрихи из жизни 20-х годов нас совершенно не интересуют, и их отсутствие в повествовании не критично.

Гусев замечает, что на Марсе созрела революционная ситуация, и вырабатывает план по государственному перевороту и присоединению Марса к недавно созданной РСФСР. Идея о том, что «в Европе взовьются«, когда Россия прихватит себе пригодную для колонизации планету в нашей Солнечной системе, может вскружить голову кому угодно. Лося же политика не интересует. Он влюбляется в прекрасную марсианку практически с первого взгляда. Поначалу Аэлита пытается разобраться в себе, спрашивает совета у своего учителя. Но тот ничем не может помочь. Лишь констатирует, что в ней пробуждается женщина и предупреждает о том, чтобы она не поддавалась искушению. С точки зрения марсиан, превозносящих холод мудрости и бесстрастный разум, это нисхождение в плоть губит человека. Понимая, что земляне несут угрозу его власти, Тускуб передаёт Аэлите яд, чтобы их отравить. Но она решает пойти наперекор воле отца и увозит возлюбленного на воздушной лодке в горы Лизиазиры. Возле священного озера Соам, совершив старинный ритуал согласно традициям Тумы, она становится женой Лося. Похожую сцену можно наблюдать в «Аватаре», где первая ночь любви Джека Салли и Нейтири случилась под сенью священного дерева, словно призывая Высшие Силы в свидетели соединения двух душ.

Народное восстание расширяется и вовлекает все большее количество рабочих. К восставшим примыкает и член Высшего совета Гор, который изначально был за умеренное противодействие Тускубу без всякого насилия. Марсианские пролетарии под командованием Гусева захватывают арсенал и Дом Высшего совета, но Тускуб и его войска скрываются в Лабиринте царицы Магр – обширной сети подземных коммуникаций, которые связывают города Марса. Перегруппировавшись, силы контрреволюции наносят ответный удар, уничтожив арсенал, где располагался захваченный повстанцами флот. Из-за нехватки военного опыта марсиане терпят сокрушительное поражение, а Лось и Гусев возвращаются к озеру Соам. Туда же летит и Тускуб с отрядом солдат. Они ранят Лося и забирают с собой Аэлиту. Как оказалось, она была посвящена царице Магр и должна была соблюдать обет безбрачия. Но она выбрала Хао, любовь и нисхождение в материю…

Взвалив на себя раненого товарища, Гусев бежит к кораблю, который военные начали потихоньку ломать. Ему удается взлететь, но без расчета курса аппарат летит куда придется и оказывается за пределами Солнечной системы. По счастливой случайности какая-то комета увлекает их обратно к Солнцу, а там уже и до Земли рукой подать. Лось и Гусев приземляются в районе озера Мичиган, едва не погибнув при посадке из-за слишком высокой скорости падения.

В последней главе мы одновременно узнаем подробности того, что случилось в пещере близ гейзера Соам, когда Аэлиту схватили люди Тускуба, и то, что она жива – ее голос услышал Лось, приложив у ушам наушники приемника. С Марса шли радиосигналы, и это была его возлюбленная! При этом автор сделал настолько сильный задел на вторую книгу о Марсе, что рука сама тянется написать продолжение. Ведь должны же Аэлита и Лось встретиться вновь! Почему Дея Торис и Джон Картер воссоединились после многих лет разлуки, а наши герои нет?! Впоследствии не один раз были попытки продолжить историю Тумы, но ничего значимого по масштабу, кроме, наверное, «Магацитлов» Василия Головачева, так и не появилось. Но на мой взгляд в «Магацитлах» нет ни капельки духа «Аэлиты», и это не то продолжение, которое я ожидал. На сайте Лаборатории Фантастики есть список произведений, объединенных под названием «Аэлита. Свободные продолжения«. Может быть что-то стоящее среди них и найдется.

О чем книга

Да все о том же! О любви. Причем настоящей любви, пропитанной плотской страстью и устраняющей все барьеры, будь то социально-религиозные (посвящение Аэлиты древнему культу) или физические (космические расстояния). Несмотря на инопланетный антураж с летающими лодками марсиан, попытку установить Советскую власть на Красной революционной планете и дух популярных в начале ХХ в. теософии и атлантизма, суть произведения – это отношения инженера и изобретателя Мстислава Сергеевича Лося и хранительницы древней мудрости, дочери правителя Марса, Аэлиты. Они представляют собой два противоположных полюса, которые притягиваются друг к другу. Причем сила этого притяжения способна преодолевать космическое пространство, а то и время. Иначе как объяснить поразительную схожесть аппарата Лося и кораблей магацитлов? Да и сам факт постройки космического корабля фактически на коленке, в кустарной мастерской на Ждановской набережной, в стране, которая едва-едва оправилась после Гражданской войны, вызывает массу вопросов. Безусловно, такое возможно только в том случае, если Лось получил некие знания извне в виде интуиции, озарения, предчувствия. И подтверждением этого могут служить детские сны Аэлиты, где она видела своего Сына Неба. Любовь вне времени и границ, и их встреча была предопределена свыше.

Теперь мне кажется — тоска по тебе гнала меня через звезды [с.100]

Но помимо темы любви через всю книгу проходит противопоставление холодного разума и чувственности, страсти. Марсианская цивилизация вся построена на приоритете разума над чувствами. Это не рациональная безэмоциональность граждан из какой-нибудь антиутопии, а именно та ситуация, когда «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). Прочитав книги магацитлов и познав суть вещей, марсиане стали превозносить разум выше порывов души и приумножили свои печали. И, сделав это, они уже проиграли на долгой дистанции существования марсиан как вида. Потому их цивилизация и клонится к закату. А на планете нет варваров с горячей и дикой кровью, которая остановит этот декаданс. Одна надежда на землян:

Сын Неба говорил, что на Земле они знают что-то, что выше разума, выше знания, выше мудрости. Но что это — я не поняла. От этого моя тревога. Вчера мы были на озере, взошла Красная Звезда, он указал на нее рукой и сказал: «Она окружена туманом любви. Люди, познающие любовь, не умирают» [с.75].

На рубеже XIX – XX в. упаднические настроения получили широкое распространение в Европе. Это называлось французским словом «Fin de siècle» и означало «конец века». Декаденство, пессимизм и усталость от жизни пронизывали общество, а Первая мировая война не прибавила оптимизма и веры в светлое будущее. Поэтому многие исследователи творчества А.Н. Толстого предполагают, что под марсианской цивилизацией автор подразумевал «загнивающий» западный капитализм, который следует хорошенько встряхнуть пожаром революции планетарного масштаба.

— Хорошо! Смерть! Пусть смерть! Для вас!.. Для нас — борьба! [с.94]

Но этот переворот должен быть не столько экономическим, хотя и это важно, а скорее изменением подхода к самой природе человека, к его желаниям и страстям. Превозносить разум и отказываться от своей плоти – это путь в никуда. Только через принятие своей сексуальности, ее раскрытие и развитие, человек достигает гармонии. Именно об этом и говорит сцена, где Лось и Аэлита занимаются любовью в пещере возле священного озера. Она нарушает свой обет посвящения царице Магр, лишается девственности, познает Хао и возвращается к первоисточнику жизни. В реальной жизни подобная революция случилась позже, в 50-60-х годах, и, конечно, все было не так красиво, как в книге, а сопровождалось многими нежелательными явлениями. Но в целом колесо цивилизации провернулось, и мы получили мир, который гораздо лучше того, что был в начале XX века.

Это противопоставление разума и чувств очень хорошо показал Дэвид Лоуренс в романе «Любовник леди Чаттерлей». Многие читатели за откровенными сценами не видят, что основной диссонанс между Клиффордом и Констанцией не в постели, а в отношении к жизни. Холодный разум баронета не замечает ничего, что соотносится с жизнью, а только Томми Дьюкс пусть и эпатажно, но открыто высказывает, что может спасти нашу цивилизацию. И именно это предлагает сделать инженер Гор на заседании Высшего Совета: взбодрить замшелых марсиан горячей кровью людей Земли, чтобы их потомки стряхнули пыль тысячелетий и вышли из тупика социальной, а может и биологической эволюции. Но Тускуб, будучи апологетом чистого разума, против «преступной идеи сношения с Землей» [с.93]. И так он становится на сторону зла, ибо, как это было сказано во втором рассказе Аэлиты, в росте цивилизации лежит первоначальный грех разума. И чем больше мы отходим от своего природного начала, чем сильнее сжимаем пружину естественных страстей, тем с большей силой она распрямляется, разрушая все на своем пути. Вкусивший плод с Древа познания добра и зла обретает разум в привычном нам понимании и… лишается рая. Единственный путь к простому человеческому счастью, в наш земной рай, доступный при жизни, лежит через «древний осадок – красную тьму, – жажду продления жизни«, т.е. через Хао в терминах Тумы. Об этом можно рассуждать долго, но такие разговоры требуют отдельной статьи. В любом случае, «Аэлита» в основе своей является гимном свободной от всех предрассудков и ограничений любви мужчины и женщины. И произведение в целом гораздо сложнее и глубже, чем это можно ожидать от фантастики столетней давности.

Главные герои

Мстислав Сергеевич Лось

Русский инженер, изобретатель, представитель технической интеллигенции, который очень много думает и рефлексирует относительно своих чувств, желаний, да и жизни в целом. За полгода до полета на Марс умерла его жена Катя, и он пытается убежать от самого себя, приглушить тоску, боль и пустоту в душе. Ему не интересна политика. Он думает о загадках древности, о золотых масках с третьим глазом и связи двух миров – Земли и Марса. В лице Аэлиты он обрел гармонию своего внутреннего мира, пусть и ненадолго. Хранительница древнего знания, словно женская ипостась самой Вселенной шагнула к нему из вечности, и стала его возлюбленной.

Алексей Иванович Гусев

Герой Гражданской войны, воевал среди махновцев, ушел в Красную Армию, служил в кавалерии под командованием Буденного. Повидал жизнь с самой авантюрной стороны и в мирной жизни не может найти себе места. Такие персонажи нередко встречаются в фантастике. Пассионарные и неуживчивые, с шилом в одном месте они при этом подходят к решению проблем с практической точки зрения. Пока Лось искал мудрость, он искал сокровища и подумывал о том как присоединить Марс к Республике Советов. Люди такого склада в прошлом отправлялись покорять заморские страны, и именно они в будущем будут разрабатывать астероиды и строить поселения на других планетах. Авантюристы, искатели приключений, мечтатели, которые при этом твердо стоят на ногах и знают, чего хотят получить от мира. Его очень ярко характеризует следующий момент: несмотря на то, что у него в Петрограде осталась жена, он крутит роман с местной пышкой по имени Иха. И ведь нельзя сказать, что он не любит Машу. Просто устраивать революции и участвовать в политических интригах без женской ласки – дело неблагодарное. И лишние мысли по этому поводу его совершенно не беспокоят.

Кстати, на Марсе есть кратер Гусева, названный, правда, в честь российского астронома Матвея Гусева (1826-1866), но тем не менее. Там работал марсоход «Спирит» в течение 2004-2011 гг.

Аэлита

Ключевой персонаж книги, дочь главы Высшего совета, фактически принцесса Марса. Но помимо этого она хранительница древних знаний, посвященная во многие тайны Красной планеты, и, по-видимому, жрица некоего культа, связанного с царицей Магр, который предписывает ее служительницам не вступать в брак и сохранять девственность. Образ Аэлиты архетипичный и олицетворяет Старший Аркан Таро «Верховная Жрица».

Ее внешность описана четко и напоминает женских персонажей аниме:

Аэлита глядела на него огромными зрачками пепельных глаз. Ее бело-голубоватое удлиненное лицо чуть-чуть дрожало. Немного приподнятый нос, слегка удлиненный рот были по-детски нежны [с.55].

Однако художники рисуют каждый по-своему. Я приведу здесь иллюстрацию из того издания «Аэлиты», которое есть в моем распоряжении. На мой субъективный взгляд она самая удачная и вполне соответствует описанию. Да, в ней есть восточные черты, но чуть ниже я объясню, почему это выглядит логично и в полном соответствии с историей Тумы.

Aelita and Los

Аэлита и Лось (худ. В.В. Инкижинов)

Автор дает расшифровку имени главной героини: «аэ» + «лита» означает «видимый в последний раз свет звезды». Впоследствии исследователи творчества писателя выдвинули немало предположений, чем руководствовался А.Н. Толстой при выборе имени персонажа. В Википедии в соответствующей статье можно с ними ознакомиться. Но зачастую бывает так, что спустя многие годы имена и названия приобретают совсем иные аналогии. Например, слово «лита» у меня ассоциируется к Праздником  летнего солнцестояния у неоязычников и виккан. Пишется он как «Litha«, и после этого дня день идет на убыль и угасание. Также это имя связано с Марсом еще по двум причинам: в сериале «Вавилон 5» был персонаж по имени «Лита Александр», а в фильме DOOM такое же имя было у погибшей сотрудницы марсианского исследовательского центра UAC (оно мелькает в одном из кадров). Так что женское имя «Лита» прочно ассоциируется с Марсом, как и фамилия «Картер».

Цитаты

• Рабочий Кузьмин о нашей привязанности к дому, к Земле:

Трудно с Землей расставаться <…> С домом и то трудно расставаться. Из деревни идешь на железную дорогу — раз десять оглянешься. Изба соломой крыта, а — свое, прижилое место [с.12].

Про гипотезу панспермии и общие законы эволюции для живой материи:

Во Вселенной носится пыль жизни. Одни и те же споры оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звезд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное более совершенное, чем человек [с.14].

Учитывая, что уже уже доказано наличие воды и простейших органических соединений в кометном веществе, возможность переноса «спор жизни» через космическое пространство не такая уж и фантастика. А явление конвергенции вполне может привести к тому, что разумные существа во Вселенной будут похожи на человека, как, к примеру, имеют схожую форму тела дельфины и рыбы, несмотря на различия во внутреннем строении организма.

• Следующая цитата различается в зависимости от издания. Но на мой взгляд самый удачный вариант следующий:

Сила, разрушающая мировой порядок, – анархия, – идет из города. Спокойствие души, природная воля к жизни, силы чувств растрачиваются здесь на сомнительные развлечения и бесполезные удовольствия. Дым хавры – вот душа города: дым и бред. Уличная пестрота, шум, роскошь золотых лодок и зависть тех, кто снизу глядит на эти лодки. Женщины, обнажающие спину и живот и надушенные возбуждающими ароматами; пестрые огоньки, перебегающие по фасадам публичных домой; летающие над улицами лодки-рестораны – вот город! Покой души сгорает в пепел. Желание таких опустошенных душ одно – жажда… Жажда опьянения… Пресыщенные души опьяняет только кровь [с.91].

Чем не описание современного мегаполиса? А про города киберпанка вообще умолчу. Автор как в воду глядел…

• А вот что сказал Гусев восставшим рабочим:

Главное оружие – решиться. Кто решился, и того и власть [с.108].

Вполне актуально в любую эпоху.

Интересные моменты

Двигательная установка космического аппарата

Межпланетный аппарат, на котором герои романа отправились на Марс, работал по принципу «взрыволета». В нижней части корабля располагалась горловина в виде сопла, куда в форме тончайшего порошка поступало взрывчатое вещество, названное «ультралиддитом». Мощность взрыва превышала все известные вещества, и была способна придать космическому аппарату необходимое ускорение, чтобы преодолеть силу притяжения Земли. Впервые идею «взрыволета» высказал русский революционер и изобретатель Н.И. Кибальчич в 1881 г., а чуть позже в 1891 г. немецкий инженер Герман Гансвиндт. Они, правда, рассматривали в качестве «рабочего тела» порох и динамит, силы взрыва которых было явно недостаточно для межпланетного полета. Поэтому требовалось ввести в повествование небольшое фантастическое допущение в виде ультралиддита. В 20-е годы даже самые смелые фантасты не могли предположить, что энергию расщепления атомов можно использовать в двигателях космических кораблей. Да и как это будет выглядеть, тоже никто не знал. Так что ультралиддит – это некий аналог ядерного топлива. И когда атомная энергия оказалась в распоряжении человечества, идея постройки «взрыволета» перешла из разряда фантастики в практическую плоскость. Первым об этом заговорил польский математик и ядерный физик Станислав Улам в 1946 г., а все необходимые расчеты ему помог сделать американский физик Фредерик Райнес.

Так родился проект «Орион». Официально он был запущен в 1958 г. под руководством американских физиков Тэда Тейлора и Фримена Дайсона и продолжался до 1963 г., когда его свернули после принятия Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Проект «Орион» был очень перспективной идеей и, возможно, к ней еще вернутся, когда придет время строить корабли, способные добраться до других планет Солнечной системы в разумные сроки. Основной минус импульсного ядерного двигателя – это высокий уровень заражения окружающей среды продуктами радиоактивного распада. Поэтому использовать такую двигательную установку можно только в космосе на кораблях основного класса, не предназначенных для спуска или посадки на планеты.

Но интересно другое.

В ходе работы над проектом «Орион» проводились натурные испытания, в которых ядерные взрывы имитировались обычной взрывчаткой. В частности, 14 ноября 1959 г. метровая модель космического аппарата, известная как «Хот Род», поднялась на 56 метров (это 23 секунд контролируемого полета), используя силу взрыва гексогена. В 2003 г. на телеканале BBC вышел документальный фильм «Бомбой на Марс: Секретная история проекта «Орион». Думаю, в Интернете его найти не сложно. Здесь же я размещу небольшой отрывок, где четко видно поведение «взрыволета». Так что несложно представить как взлетал и совершал посадку аппарат Лося. Правда, модели проекта «Орион» приземлялись на парашютах, а посадка на Марс в книге напоминает больше то, как совершают вертикальную посадку ракеты Илона Маска, но это уже мелочи.

Атланты

При описании технологий жителей Атлантиды автор вдохновлялся популярными в начале XX в. трудами эзотериков и теософов. Например, «Историей Атлантиды» Уильяма Скотта-Эллиота. До появления теории движения литосферных плит Альфреда Вегенера идея о поднятии и опускании материков казалась вполне логичной и объясняла многие факты биологии и палеонтологии. А уж поместить на затонувший материк развитую цивилизацию, где человечество пережило свой Золотой Век, придумал еще Платон. Идея о былом величии человечества заложена в нас на каком-то подсознательном уровне. Это архетип, и произведение, которое его использует, просто обречено на успех.

У группы «Imperial Age» есть замечательный клип, который так и называется «The Legacy of Atlantis» («Наследие Атлантиды«):

Музыка мощная, эпичная, пафосная – как раз про атлантов / магацитлов.

Но самый интересный момент связан со следующими строками:

В то же время было сделано изумительное открытие – найдена возможность мгновенно освобождать жизненную силу, дремлющую в семенах растений. Эта сила – гремучая, огненно-холодная материя – освобождаясь, устремлялась в пространство [с.85].

Жизненная сила, сокрытая в живой материи, – это основа сюжета аниме и манги «Гайвер». Достаточно посмотреть, как Шо Фукумачи испаряет противников с помощью мегасокрушителей, чтобы понять мощь технологий атлантов. Такой источник энергии можно использовать и в более мирных целях. Например, для создания двигателей транспортных средств. А там уж и до технологий «живых кораблей» недалеко.

Отдельного внимания заслуживает их внешность. Владимир Инкижинов изобразил атлантов и их марсианских потомков с азиатскими чертами лица:

Magatsitls

Магацитлы прибывают на Марс (худ. В.В. Инкижинов)

Казалось бы, это противоречит замыслу автора, однако, это не совсем так. Во втором рассказе Аэлиты сказано, что последняя раса, правившая Атлантидой, состояла из потомков кочевников с восточных плоскогорий Азии.

Таково было начало третьей, самой высокой волны цивилизации атлантов. В кровь многочисленных племен – черных, красных, оливковых и белых – влилась мечтательная, бродящая как хмель, кровь азиатских номадов, звездопоклонников <…> [с.82]

А уже потом магацитлы принесли свои гены на Марс. По опыту могу сказать, что если среди предков промелькнули представители монголоидной расы, в потомках обязательно будут присутствовать азиатские черты внешности. Так что Тускуб и Аэлита вполне могут иметь необычную форму глаз или широкие скулы.

Язык марсиан

Он одновременно напоминает и птичий щебет, и какие-то азиатские языки, а сочетания букв «пт» или «тл» напоминают об атлантах и индейских культурах Мезоамерики. Вот примеры фраз:

…аиу утара шохо, дациа Тума ра гео Талцетл.

Эллио утара гео…

…хо туа мирра туа мурра

Названия животных: цитли – местный паук, ихи – летающие поедатели падали.

Вообще, марсиане из «Аэлиты» чем-то напоминают китайцев или японцев. Это и небольшой рост, и боевой клич «Ай-яй!», и зонтики с надписями, которые они развернули во время уличных беспорядков. Да и слово «аиу» созвучно с японским «aoi» – 青い «синий», что, быть может, и не случайно, ведь кожа Аэлиты или Ихошки, имела синеватый оттенок.

Сильные стороны книги

1. Удачный гибрид фантастики и эзотерики. Нечастно фантасты в своих произведениях обращаются к темам, изложенным в книгах по эзотерике. Из всемирно известных авторов, наверное, только Г.Ф. Лавкрафту удалось связать хтонических существ, магию и современную науку воедино, получив на выходе удивительный мир, который до сих пор притягивает читателей своей чрезвычайной реалистичностью. Сложно балансировать на грани реальности и мифа. В большинстве случаев это заканчивается переходом произведения в жанр фэнтези, в том числе и городского, когда мир науки и техники живет своей жизнью, а его магическая изнанка – отдельно. Хотя еще Артур Кларк сказал, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии«, главное правильно это обосновать и обыграть. Автору «Аэлиты» это удалось сделать в полной мере в отличие от Э.Р. Берроуза, который наделил свой цикл про Барсум всеми чертами хорошего и добротного, но все-таки фэнтези. Фантастикой и эзотерикой там и не пахнет. А.Н. Толстой очень грамотно, умело и с душой подошел к синтезу современных ему реалий и популярных эзотерических источников, да еще добавил собственных размышлений. В итоге получилась книга, которой в этом году исполняется 100 лет со дня выхода, а она по-прежнему вызывает интерес.

2. Современный язык повествования. Может быть по этой причине «Аэлиту» отнесли к детско-юношеской литературе, но на мой взгляд в начале XX в. авторы в целом начали уходить от тяжеловесных конструкций, которые были популярны в XIX в., и тексты стали принимать привычные нам формы. Даже сейчас произведения А.Н.Толстого или М.А. Булгакова читаются легко и без всякого напряжения. Построение фраз, «говорительные» глаголы в правильных местах, компоновка глав, обязательный мини-конфликт в каждой главе – все как это принято делать сейчас.

Слабые стороны

Претензия, собственно, только одна – динамика космического полета. Техническая часть книги откровенно слабая. Например, Лось закладывает 1,5 часа на атмосферный полет. Для старта это слишком много, а для посадки мало. Не показано торможение корабля. Чтобы погасить набранную скорость, которая, согласно простым расчетам, составила ~2,4 тыс. км/сек, требовалось развернуть корабль соплом к Марсу и включить двигатели на полную мощность. Этого в описании нет. Торможение имеет место лишь в атмосфере при помощи «юбочки» аппарата и небольшого по времени импульса двигателей. Тогда, чтобы погасить набранную скорость, величина этого импульса должна быть просто огромной, и перегрузка раздавила бы находящихся в аппарате людей.

Кроме того при такой скорости герои не смогли бы попасть в зону притяжения обломка какой-то планеты – максимум он отклонил бы их от курса на сотые доли градуса. И уж тем более они бы не увидели развалины уступчатых башен на мертвой равнине. Скорость в тысячи километров в секунду представить-то страшно…

А этот отрывок стал примером не понимания авторами скоростей и расстояний в космосе:

Гусев полез к верхнему глазку. Лось стал к реостатам. Удары в обшивку яйца участились, усилились. Гусев покрикивал сверху:
— Легче — глыба справа… Давайте полный… Гора, гора летит… Проехали… Ходу, ходу, Мстислав Сергеевич! [с.132]

Нечто подобное можно прочитать и в «Звездных королях» Эдмонда Гамильтона, да и увидеть во многих современных фильмах. Невозможно двигаться с космическими скоростями и управлять аппаратом как надводным кораблем. Это допустимо только при маневрировании где-нибудь возле станции на орбите. Да и Пояс астероидов выглядит не как скопление камней. Расстояния там такие, что даже «близкие» камушки разнесены на сотни, а то и тысячи километров и представляют собой едва различимые невооруженным взглядом звездочки. Корабль при известной доле везения может просто пролететь между ними. Автор попытался включить в повествование элементы теории относительности, но выглядит это неубедительно. Расстояния в Солнечной системе не настолько большие, чтобы можно было почувствовать разницу во времени, а если бы герои достигли сравнимых со скоростью света скоростей, ни одна бы комета не смогла их вернуть обратно.

С другой стороны, не следует забывать, что во времена написания книги идея полета на рукотворном космическом аппарате была по большей части собранием гипотез, теоретических расчетов, домыслов и предположений, то есть совершенно непознанной и неисследованной областью. Кто знает, может наши потомки тоже будут читать современную фантастику и удивляться нашим заблуждениям в элементарных для них вопросах. В любом случае технические недоработки не портят общее впечатление от книги.

Резюме

Прошло много лет с тех пор как я познакомился с Тумой и его обитателями. Коротенькая по объему и глубокая по содержанию книга оставила глубокий след в душе и, возможно, определила всю мою любовь к космосу, астрономии и фантастике. Потом были и «Принцесса Марса» Э.Р. Берроуза, и «Звездные короли» Э. Гамильтона, и многие другие книги со схожими сюжетами, но именно с «Аэлиты» начался мой путь по вымышленным мирам. «Аэлита» – это удачный синтез фантастики, эзотерики и политики, окутанный туманом любви. И как всякая первая любовь, она останется в сердце несмотря на очевидные ляпы и промахи автора. И я продолжаю надеяться, что когда-нибудь смогу прочитать добротное, внятное и выдержанное в духе первоисточника продолжение.

 

Как всегда, оставить комментарий и обсудить статью можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

 

Поделиться: