Читательский дневник

Аватар 2: Путь воды (фильм, 2022)

Сюжет

Avatar 2: The Way of WaterПрошло шестнадцать лет с тех пор как на’ви изгнали корпорацию RDA (Recources Development Administration – Управление по добыче ресурсов) с Пандоры. Джек Салли стал вождем клана Оматикайя и вместе со своей женой Нейтири растит детей: сыновей Нетейам и Ло’ак, родную дочь Тук и приемную Кири. Последняя ко всеобщему удивлению родилась из аватара Грейс Аугустин. Также членом их семьи считается мальчик по прозвищу Паук, который был слишком мал, чтобы отправиться на Землю в криокамере. Он родился на Пандоре, мать неизвестна, а отцом, как оказалось, был погибший полковник Куоритч. К сожалению, RDA не оставила планов колонизировать мир на’ви, поскольку ресурсы земной биосферы истощаются, и людям требуются новые миры для жизни. Поэтому однажды на планете высадился десант на боевых роботах. Люди выжгли огромный участок леса вблизи побережья и построили высокотехнологичный форт. Командует новой волной вторжения женщина-генерал Фрэнс Ардмор. За прошедшие годы биоинженеры корпорации не теряли времени даром и создали рекомбинантов – аватаров с имплантированной памятью погибших солдат. И одним из павших, чью личность сохранили и потом перенесли в мозг аватара, стал полковник Куоритч. Он и возглавил эту группу боевых гибридов.

В течение года на’ви вели партизанскую войну. Эпизод с подрывом поезда один в один напоминает классическое нападение индейцев на поезд из какого-нибудь вестерна. Да и в целом на’ви стали напоминать коренных жителей Америки. Если в первом фильме был явный африканский мотив, и Пандора воспринималась как Африка, куда не следует «ходить гулять» согласно заветам К.И. Чуковского, то во втором фильме преобладает индейская тема. На мой взгляд от такого переноса акцентов фильм немного потерял в атмосферности.

В ходе выполнения боевого задания Куоритч и его отряд захватывают детей Джейка. Джейк и Нейтири освобождают их, но Паук остается в руках землян, и Куоритч узнает в нем своего сына. Специалисты RDA не смогли выудить из мальчика более-менее стоящую информацию, и полковник решает переманить его на свою сторону другим путем – просто проводить с ним больше времени, как отец с сыном. Паук в свою очередь обучает Куоритча культуре на’ви, их языку и образу жизни. Понимая, что рано или поздно земляне получат от Паука всю информацию о местонахождении семьи Джейка, семейство Салли решает покинуть клан Оматикайя и искать убежище на восточном побережье, среди мелководных морей и тысячи островов. Там они встречают клан Меткайин, которые дают им кров. Там, среди народа рифов, беглецы постигают Путь Воды – существованию в тесном симбиозе с океаном и морскими обитателями. Кири развивает свою духовную связь с Эйвой, а между Ло’аком и Циреей, дочерью местного вождя, завязывается крепкая дружба.

Но дети есть дети, и однажды, Аонунг, сын местного вождя, вместе со своими товарищами взял Ло’ака на «слабо» и сподвиг отправиться вместе с ними в открытый океан, где обитают хищники глубин. То ли из чувства мести (до этого Ло’ак как следует навалял Аонунгу), то ли из шалости, но они бросили Ло’ака одного и вернулись в деревню. Он бы непременно погиб от зубов морского хищника, если бы не Пайакан – представитель могучих, но умных и миролюбивых животных, которые зовутся«тулкунами» и напоминают земных китов. На’ви из клана Меткайана считали их духовными братьями и сестрами. Ло’ак вытащил остаток гарпуна из плавника Пайакана, а тот в свою очередь помог мальчику вернуться в деревню.

Ло’аку, конечно, попало за этот вояж, но всю вину за случившееся он взял на себя, чем заслужил уважение и дружбу со стороны Аонунга. А вот с Пайаканом все было сложнее. Все считали это колосса убийцей людей, изгоем и предостерегали Ло’ака от дружбы с ним. Позднее, дети отправились к священному Дереву Духов своего клана. Оно находилось под водой и представляло собой живописный кораллоподобный организм. Кири «подключилась» к нему и увидела свою биологическую мать Грейс, личность которой продолжала жить в Эйве. Однако этот контакт вызвал у Кири приступ. Она потеряла сознание и чуть не утонула.

Джейк вызвал Норма Спеллмана и Макса Патела, которые привезли с собой медицинское оборудование и диагностировали у Кири эпилепсию. Они предупредили, что ей нельзя больше соединяться с Деревом Духов – дело может кончиться плохо, вплоть до летального исхода. Куоритч отследил путь Норма и Макса и предположил, что они летали к Джеку. Точно установить их пункт назначения не представлялось возможным, поэтому для поисков Джека и его семьи полковник привлек китобоев корпорации, которые под командованием капитана Майка Скорсби охотились на тулкунов с целью добычи ценного мозгового вещества, останавливающего старение человеческого организма. Куоритч начал прочесывать острова архипелага, разоряя деревни и допрашивая их жителей, но безуспешно. Тогда он решает показательно убить самку тулкунов с детенышем, чтобы выманить Джейка. Тем временем Ло’ак выясняет, что Пайакан стал изгоем, поскольку после гибели своей матери от рук людей он в отличие от своих сородичей-пацифистов отказался быть жертвой и атаковал китобоев (ну чем не Моби Дик!).

Когда клан Меткайина узнал об убийствах тулкунов, Ло’ак бросился в море, чтобы предупредить Пайакина. Его друзья и родственники последовали за ним. И как раз вовремя! Китобои всадили в него радиобуй и преследовали на своем судне на подводных крыльях. Тулкуна они спасли, но попались сами. Джек, Нейтири и воины клана Меткайина выступили против землян. Используя детей в качестве заложников, Куоритч почти принудил Джека сдаться. Однако Пайакан атаковал китобоев, застав их врасплох, и началась битва. Находящийся на борту корабля Паук направил судно на рифы и испортил панель управления. Нетейам спас Ло’ака, Цирею и Паука, но был смертельно ранен. Чтобы спасти Кири и Тук, которые тоже оказались в руках полковник, Джек с Нейтири отправились на идущее ко дну судно китобоев. В ходе ожесточенной схватки все ее участники оказались внутри корабля, заливаемого постепенно водой.

Здесь невольно вспомнились сцены из «Титаника». Ряд кадров один в один напоминают, как Джек Доусон и Роза Бьюкейтер пытаются спастись от прибывающей воды и растущего крена тонущего судна. Да и появление Кейт Уинслет в роли жены вождя клана Меткайина намекает на связь предыдущего творения Джеймса Кэмерона с «Аватаром».

Кири, используя свою связь с Эйвой, спасает Нейтири и Тук, а Ло’ак и его верный друг Пайакан вытаскивают на поверхность почти задохнувшегося Джейка. Паук же спасает полковника, хотя отказывает присоединяться к людям и возвращается к на’ви. Джейк радуется ему как своему сыну. После погребения Нетейама Джейк сообщает вождю о своем решении покинуть деревню клана Меткайина, поскольку RDA не оставит их в покое.

Интересные моменты

Рекомбинанты

Появление боевых аватаров было логичным продолжением программы создания гибридов на’ви и людей. Вообще, все технические новинки, как правило, попадают в первую очередь к военным, а потом уже появляются в гражданском обращении. Но тут, по-видимому, ситуация была иная. Разработки аватаров вела корпорация RDA (коммерсы), в то время как военные, вероятнее всего, были в подчинение государства или иного ведомства вроде частной военной компании. Если в первом фильме военные не имели в своем распоряжении воинов-аватаров (помните, как обрадовался Куоритч, когда узнал, что вместо ученого Тома Салли на Пандору прибыл его брат Джейк – бывший военный), то во втором фильме они получили подобных существ для проведения операций на Пандоре. Самое интересное, что ученым и инженерам удалось сделать этих гибридов автономными за очень короткое время. Обычные аватары требовали наличия оператора – человека, который ими управляет, находясь в специальной капсуле. Обучение и тренировка аватаров, не требующих внешнего управления, заняла бы годы, поэтому ученые вышли из положения довольно просто. Они создали ментальный слепок личности военных, имеющих необходимые знания и навыки, имплантировали эти воспоминания в аватары и, пока корабль летел к Пандоре, получили готовый к боевых операциям отряд бойцов, не нуждающихся в дыхательном оборудовании.

Это сближает их с многочисленными суперсолдатами из других фантастических сеттингов вроде супермутантов из «Fallout» или тиранов из «Обители зла». И очень вероятно, что озвученная в первом фильме стоимость подобного существа в 5 млрд. долларов, была уменьшена до приемлемых величин. Иначе использовать подобные боевые единицы слишком накладно. При такой стоимости аватара финансовые потери от разгрома отряда полковника сопоставимы с потоплением современной авианосной группы и совершенно не окупается деятельностью людей на Пандоре.

Создатели фильма поднимают очень интересный вопрос о том, кем все-таки является человек. Можно ли  записать на внешний носитель состояние мозга человека, все связи его нейронов? Слепок личности полковника был снят до его гибели, Нетейам и Грейс после смерти стали частью Эйвы. Можно ли ставить знак равенства между записью воспоминаний и транзакцией личности в Древо Духов? И вообще, что есть личность, если не собрание воспоминаний и осознанного опыта? Или это нечто другое? Вопросы на самом деле очень непростые и многие авторы, трудящиеся в жанре фантастики, пытаются на них ответить. Например, Кейт Лаумер к романе «След памяти» (Trace of Memory) описывает общество людей, которые достигли бессмертия через процесс трансформации, когда тело обновляется, старая личность умирает, и индивид ничего не помнит. Чтобы личность могла пережить этот переход, они придумали специальные устройства, записывающие память и опыт человека. Нечто подобное, как я полагаю, было создано учеными из RDA.

Легкие экзоскелеты

В первом фильме мы видели классических боевых роботов (меха), во втором появились более легкие конструкции:

skel_suit

Экзоскелет EXO-32 (легкая мобильная платформа)
Источник: Avatar Viki

Это самые что ни есть экзоскелеты, без всякой брони или навесного оборудования. В оригинале они называются «skel suit«. Слово «skel» по-видимому является производным от skeletal, т.е. «скелетный». Слово «suit«, как нам подсказывает словарь Коллинза, обозначает комплект одежды или облачение для какого-то конкретного вида деятельности («diving suit» – водолазный костюм).

Цитаты

Интересное определение Пути Воды, которое озвучивает Цирея, дочь вождя, которая учит Ло’ака правильно дышать.

У Пути Воды нет начала и нет конца. Море вокруг тебя, и в тебе. Море – твой дом до твоего рождения и после твоей смерти. Наши сердца бьются в утробе мира. Наше дыхание горит в тени глубин. Море дает и море забирает. Вода соединяет все: жизнь со смертью, тьму со светом.

Забавно, но мне сразу вспомнилась отечественная комедия «Особенности национальной рыбалки», где несравненный генерал Иволгин, говорит по сути то же самое:

Человек должен иметь постоянный контакт с водой. Я не говорю о вульгарном потреблении жидкости – это естественно. Но главное – это контакт. Это приобщение к материнскому лону природы, к нашей прародительнице… Я даже больше скажу: все мы вышли из воды и должны туда же вернуться. В эту среду.

К сожалению, YouTube не дает возможности посмотреть ролик на моем сайте, но можно пройти по ссылке и посмотреть этот момент.

И действительно, жизнь зародилась в океане. Состав плазмы нашей крови практически идентичен составу морской воды. Существует даже препарат АМ-4 «Акумарин», который изготавливается из морской воды и используется при кровопотере в качестве плазмозамещающего средства [1]. Возможно, именно поэтому с наступлением теплого времени года людей так тянет к берегам рек, озер и морей. Кто хоть раз побывал на берегу океана, слышал шум прибоя и крики чаек, будет вновь и вновь туда возвращаться. В «Сильмариллионе» есть такие строки:

Временами, незримый, приходит он <валар Ульмо> к берегам Средиземья или по фьордам углубляется далеко в пределы земли, и там играет на больших рогах из белых раковин — Улумури. Те, кому доведется услышать эту музыку, навек сохранят ее в сердце, и тоска по морю не покинет их [2].

Сильные стороны

1. Семейная направленность фильма. Если первая часть была историей о войне и «больших бабках», то вторая ставит во главу угла семейные ценности. Решив рассказать вторую историю о Пандоре с точки зрения семьи, создатели фильма решили сразу нескольких задач.

Во-первых, как показала «Игра престолов» повествование от лица героев, объединенных семейными узами, позволяет распараллелить сюжетные линии – отец решает политические вопросы, а дети лазают, где не следует, и находят приключений на свои пятые точки.

Во-вторых, наличие детских персонажей в качестве протагонистов (главных героев) всегда идет на пользу фильму. Ярким примером могут служить «Звездные войны: Скрытая угроза» с мелким Анакином Скайуокером. В отличие от остальных эпизодов саги Джорджа Лукаса – пафосных и эпичных – первая часть самая теплая, местами трогательная и в целом более светлая.

В-третьих, это привносит в картину элементы мелодрамы. Фильмы Джеймса Кэмерона всегда отличались способностью выдавить слезу из зрителя (финальная сцена в «Титанике» или погружение Терминатора в чан с расплавленным металлом), и «Аватар» не исключение. Сцена встречи Джейка и Нетейама в глубинах памяти Эйвы, одновременное сосуществование Нетейама как мальчика и как взрослого, ибо на том свете времени не существует, трогает до глубины души. Не говоря уже о других сценах, разбросанных по фильму, которые хоть и менее эмоциональны, но все равно задевают за живое.

2. Экологический посыл. И первый фильм, и второй построены на противопоставлении нетронутой дикой природы и человеческой цивилизации. На’ви живут в полном согласии с окружающей средой, чувствуют баланс природных систем и подчиняются ее ритмам в отличие от людей, которые загадили свой родной мир и вырвались на межзвездные просторы с одной целью – захватить, подчинить и раздавить своим сапогом все, что способно сопротивляться. Экология – это ведь не болтовня про изменение климата, политизированная «зеленая» повестка и выступления фриков вроде Греты Тунберг. Экология – это любовь к Природе, к каждому жучку-паучку, одуванчикам на обочине и сусликам на солнечном пригорке. Это бережное, трепетное отношение к каждому живому существу, пусть то растение или животное, которое не позволит человеку охотиться ради развлечения или превращать рыбалку в спорт. Формировать у людей экологическое мышление нужно всеми возможными способами, и фильмы «Аватар» один из них – доступный, понятый и красочный.

Слабые стороны

1. Фильм очень длинный. Для кинотеатра три часа – это очень много. Даже при домашнем просмотре без пауз не обойтись. И при этом некоторые мелкие нюансы остались за кадром (куда делся ученый-океанолог, вернулся ли в стаю Пайакан, как отреагировала мадам генерал на разгром китобоев и т.п.). Просто сейчас пересматриваю сериал «Экспансия» (в нашем прокате он назывался «Пространство»), и могу сравнить с «Аватаром». По уровню комфорта для зрителей этот сериал уделывает творение Джеймса Кэмерона на раз-два. В сорокаминутных сериях находится место для раскрытия всех персонажей, и это не вызывает сложностей с поиском времени для просмотра очередной серии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что «Аватар 2: Путь воды» стал ярким примером того как полный метр проигрывает сериальному формату.

2. Реинкарнация полковника Куоритча. Я всегда был противником воскрешения погибших персонажей в сиквелах. Как в том анекдоте: «Нет, умерла, значит умерла». Что мешало авторам фильма найти родственника / подругу / близкого друга полковника, который прилетел на Пандору, чтобы найти его пропавшего сына (Паука) и одновременно отомстить «презренным на’ви» за гибель своего брата / свата / боевого товарища? Новый персонаж, новые отношения, дополнительные сюжетные линии и конфликты – кругом преимущества и возможности для правильного развития сюжета. Но нет, вновь использовали образ полковника, да еще воскресили с помощью ментального отпечатка – весьма спорной в философском плане идеи.

3. Сюжетные нестыковки. В первом фильме мы четко видели, что главная ценность Пандоры для человечества – это ценный минерал «анобтаниум» (скорее всего сверхпроводник), благодаря которому массивные объекты могут парить в магнитном поле. Во втором фильме мы узнаем, что, оказывается, кроме него интерес для землян представляет некое вещество, содержащееся в мозге тулкунов. И когда это стало известно? Шестнадцать лет на Пандоре не было ни единого человека кроме тех, кто остался с на’ви, а тут за год люди разгадали секрет антиагапика (вещества, останавливающего старение), да и еще поставили его добычу в промышленных масштабах. Что за меланжа, связанная с инопланетными колоссами? Получается какая-то инвертированная «Дюна», где вместо песка водные просторы, а вместо Шаи-Хулудов водные исполины тулкуны. И да – фремены с крисами тоже присутствуют! Только вместо дистикомбов набедренная повязка, а глаза Ибада заменяют уши, лапы и хвосты.

Нет, я не против заимствований и переосмыслений, и я не из тех, кто гоняется за оригинальностью произведений. Все в нашем мире так или иначе уже придумано. И, конечно же, сценарии освоения иных миров могут кочевать из одних произведений в другие. В конце концов в реальности история тоже имеет свойство повторяться и схожие общественно-политические явления на больших отрезках времени выглядят чуть ли не одинаково, если не вдаваться в подробности. Но я ожидал раскрытия темы «анобтаниума» – где применяется, как влияет на экосистемы Пандоры, его возможная связь с Эйвой (неспроста же дом-древо клана Оматикайя располагался на месторождении этого минерала). Почему он обладает сверхпроводимостью при обычных температурах? Тема огромная для творчества, но нам вот показали инопланетных китов…

Резюме

Фильм очень понравился. Как я уже не раз отмечал в своих статьях, кинокартина или книга могут вызывать какие угодно чувства у человека – от восторга до отвращения, – но они не имеют права быть скучными. «Аватар 2: Путь воды» захватил нас с первых кадров и не отпускал вплоть до финальных титров. Как и первая часть, фильм полностью уносит зрителя на Пандору, дает возможность прожить все моменты вместе с персонажами, радоваться с ними и печалиться. Мы ловили себя на мысли, что задерживаем дыхание, когда герои ныряют или учатся плавать под водой. На три часа мы выпали из реального мира, а это основная цель существования «фабрики грёз» – дать возможность людям хоть на короткое время покинуть обыденный мир и оказаться в сказочной реальности. Поэтому несмотря на все недочеты, фильм замечательный.

Примечания

1. АМ-4. Акумарин (Aqumarinum) // MedDr.ru – обращение 11.04.2023 г.]
2.  Tolkien J.R.R. Silmarillion // edited by C. Tolkein. – Harper Collins e-book. – 2011.

 

Как всегда, обсудить статью можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

 

Поделиться: