Читательский дневник

Кибергород Эдо 808 (OVA-сериал, 1990-1991)

Cyber City OEDO 808Впервые довелось мне увидеть аниме «Кибергород Эдо 808» в середине 90-х. На каком-то из местных коммерческих телеканалов включили трансляцию записи с видеокассеты (с таймером вверху экрана) и полным отсутствием перевода. Несмотря на это, я с превеликим удовольствием досмотрел до конца первую серию и полагал, что где-то можно найти целый сериал про необычных борцов с преступностью в мире киберпанка. Но оказалось, что существует всего лишь три серии, а подобный формат аниме называется OVA (Original Video Animation). В отличие от сериалов, которые транслируются по ТВ, «овашки» предназначены для распространения на электронных носителях и ограничены максимальной вместимостью дисков или VHS кассет. Но хотя серий в них, как правило, немного, зато нет ничего лишнего. «Кибергород Эдо 808» состоит из трех сорокаминутных эпизодов, каждый из которых раскрывает образ и характер одного из главных героев.

Действие разворачивается в футуристическом городе Эдо, похожем на аналогичные мегаполисы киберпанка – огромные здания, закрывающие солнечный свет, бесконечные конструкции из бетона и стали, многокилометровые транспортные развязки и запредельный уровень информатизации человека и его окружения. Вообще, название этого высокотехнологичного мегаполиса не Эдо. Да, это Токио будущего, Эдо – его старинное название, а O-Edo можно перевести как «Великий Эдо», но все же словосочетание OEDO расшифровывается как Oriental Electric Darwinism Oasis (Восточный оазис электронного естественного отбора), а «808» обозначают номер административного района, построенного над Токио. Город занимает восемь уровней, и старый город находится в самом низу. Чем выше экономический и социальный статус граждан, тем выше они живут в этой колоссальной агломерации. На самом нижнем уровне – в старом городе, где царит полумрак – люди вынуждены выживать… Подразумевается, что естественный отбор поднимает на верх самых сильных и приспособленных, а слабые опускаются на дно, где влачат жалкое существование. Такой вот «Метрополис».

Высокие технологии в сочетании с низким уровнем жизни («High tech, low life») порождают большое количество преступников. Для борьбы с ними правительство дает добро на привлечение к работе в правоохранительных органах лиц, осужденных на длительные сроки. Не такая уж и фантастика, судя по современным тенденциям. К тому же главные герои не являются представителями организованной преступности или маньяками. Просто позволяли себе больше, чем положено. Тем не менее, на шее каждого из них был закреплен ошейник со взрывчаткой, который в случае побега или открытого неповиновения взрывался (похожее устройство ограничения свободы можно увидеть в к/ф «Бегущий человек» или в игре Fallout 3).

Символом полицейской службы в кибер-городе является дзютте (jutte, 十手) – полицейская дубинка, которая хоть и считается кинжалом, заточки не имеет. Зато у нее есть интересная гарда, которую можно использовать как ловушку для оружия противника или частей его тела (пальцев, например). Такие дубинки использовали сотрудники полиции в период Эдо. В сериале несколько раз было показано, что в отличие от современных дзютте, колющая часть оружия главных героев заточена достаточно остро, чтобы нанести урон противнику.

Главные герои

Сюнсукэ Сэнгоку  (千石 旬介) – красавчик-брюнет, классический герой любого фантастического боевика. Широкоплечий, сильный, мужественный – в общем, все как полагается, а прическа в стиле Элвиса Пресли («pompadour» по-английски) вместе с небольшим хвостиком на затылке делает его внешность весьма колоритной и запоминающейся.

Рикия Габимару (蛾眉丸 力也), известный как Гогул (ゴーグル) – крепкий, высокий и мускулистый хакер (!) с ирокезом и узкими очками. Его внешность, вплоть до цветовой гаммы, напоминает мутанта Бибопа из «Черепашек-ниндзя», а высокотехнологичные очки вместо глаз отсылают зрителей к линзам Молли из «Нейроманта». Но так или иначе его облик разительно отличается от классического образа хакеров в фантастике – хлипеньких интеллигентных социопатов, страдающих от всевозможных зависимостей. Любитель русской классической литературы, да и, судя по количеству бумажных книг в грузовике, вполне себе начитанный человек.

Мэррил Янагава (メリル・柳川), известный как Бэнтэн (ベンテン) – все утверждают, что это молодой человек, обладающий андрогинной внешностью. Да и в полицейской карточке, которую мы видим на опенинге, четко видно, что его пол мужской (男). Но на уродливого мужика, который косплеит женщину, именуя себя трансгендером, он не похож. Изящная фигура, гибкость тела, тонкие черты лица, красивые кисти рук, вкупе с увлечением астрологией и тонкой душевной организацией – все заставляет думать, что перед нами девушка. Только с избытком мужских гормонов, которые изменили голос, подавили рост груди и иных первичных половых признаков. Да и имя Мэррил намекает. Но в любом случае «не пощупаешь, не узнаешь». Его уникальной особенностью является наличие импланта в виде мономолекулярной нити. Такое же оружие имелось у представителя якудзы в «Джонни Мнемонике», но с  одним важным отличием – нить Бэнтэна может изменять  свойства по желанию владельца и превращаться из опаснейшего оружия в обычный страховочный тросик.

Содержание серий

1. «Память прошлого» (古の記憶) – таинственный хакер проник в компьютерную сеть высокотехнологичного небоскреба и установил контроль над всеми системами здания. Более того, злоумышленник получил доступ к военному спутнику на орбите, который нес на борту лазерную пушку, способную уничтожить не только здание, но и  весь квартал. Вскоре выяснилось, что никакого хакера не существует, а за всем стоит ментальный отпечаток личности пропавшего 15 лет назад архитектора и инженера Асикадзо Амати, обитающий в компьютерной сети. И этот призрак из машины жаждет мести…

2. «Программа-приманка» (囮の機構) – пытаясь спасти свою бывшую напарницу – красотку Сару, – Гогул сталкивается с военным киборгом, который помимо всего прочего обладает способностями к телекинезу. Военные с самого начала собирались испытать свой тестовый образец в реальном бою, и Гогул был выбран в качестве подопытного кролика. К счастью, он нашел слабое место киборга и, несмотря на полученные раны, уничтожил адскую машину, а высокопоставленный офицер военного ведомства, допустивший подобный эксперимент, оказался под следствием.

3. «Багровый посредник» (紅の媒体) – в ходе расследования убийств ученых-генетиков Бентен выходит на того, кто разгадал секрет бессмертия и создал вирус, который не позволяет человеку умереть и наделяет его паранормальными способностями. Но плата за вечную жизнь слишком высока – бессмертный вынужден пить кровь для поддержания метаболизма.  Безумный ученый проводил свои опыты над ничего не подозревающими людьми, которые спали в криокамерах, и в итоге создал вампиров. Да и сам стал одним из них. В серии присутствуют готические мотивы. В частности, стрельчатые арки и проемы в дизайне интерьеров криогенного банка, доспехи в коридорах или огромный шар Луны, висящий на одном уровне с окнами кабинета. Получился интересный налет кибер-готики.

Интересные моменты

Перенос сознания в компьютер

Идея о том, что тело – это «железо» (hard), а сознание и личность – это «программное обеспечение» (soft), не нова в фантастике. Она пришла из философии, поскольку еще в античные времена выяснили, что человек состоит не только из тела, но представляет собой продукт воспитания, обучения и социализации. Индивидом может быть каждый просто по факту рождения, а вот личность должна сформироваться. Случаи одержимости или психических заболеваний без каких-либо физиологических нарушений (вроде шизофрении) говорят о том, что программа может глючит, зависать, выдавать «синий экран» (кататонический ступор) или просто работать с ошибками. Поэтому логично предположить, что «программу личности» можно перенести либо на внешний носитель (об этом подробнее можно прочитать в книге «След памяти» Кейта Лаумера, про которую была предыдущая статья), либо развернуть в виртуальном пространстве. Как будет она там работать, вопрос очень интересный. Будет ли у нее свободная воля или она примет форму искусственного интеллекта без осознания себя как личности? Тут уже философией не обойтись. Нужно привлекать мистику и метафизику.

Авторы сериала ответили за этот вопрос положительно – личность погибшего инженера Асикадзо Амати продолжила своей существование после гибели тела. В виде сгустка информации, группы упорядоченных электрических импульсов, циркулирующих в сети небоскреба. В аниме не показывается, как это произошло. Можно только предполагать, как это случилось. Возможно, он напоролся на один из дата-кабелей или фидеров, которые в изобилии встречаются в шахте, куда он упал. Или в его теле уже был какой-нибудь имплант, который позволял подключаться к сети здания по беспроводному каналу. Если в сети имелся некий активный модуль, отвечающий за взаимодействие человека и компьютера при помощи нейроинтерфейсов, то он мог легко «законнектиться» с сознанием Амати.  Амати умер не сразу и успел установить контакт с главным компьютером. С технической стороны реализация любого сценария могла иметь место. Но в так или иначе в небоскребе появился призрак, который постепенно осваивался с новым местом обитания, и спустя 15 лет этот виртуальный Монте-Кристо начал мстить.

Сверхвысокие небоскребы

Обычно переводчики переводят это словосочетание как «космоскрёб» («spacescraper» в английской версии), но в статье японской Википедии, посвященной сериалу, эти чудовищные сооружения называются 電脳摩天楼 (denno matenrou) – кибер-небоскребы. Судя по цифрам на лифте, в здании точно имеется около 800 этажей, а на табло тысячный разряд цифр позволяет думать, что максимальное количество этажей не одна тысяча. Если принять во внимание, что в среднем высота этажа составляет максимум пять метров со всеми перекрытиями, фальшполами и навесными потолками, то высота небоскреба составит до 40-50 км. Честно говоря, в такую высоту не очень верится. Во-первых, страшно представить, какой вес может быть у этой конструкции. Восьмикилометровые Гималаи имеют в своем основании земную кору толщиной 70-90 км и вес распределяется более-менее равномерно. Самый высокий небоскрёб на сегодняшний день – башня Бурдж-Халифа высотой около 820 метров – представляет собой уступчатое сооружение, похожее на сталагмит. Тоже не просто так. Во-вторых, в третьей серии несколько раз показана перспектива городской застройки и ночного неба. На этих кадрах четко видно, что небоскрёбы представляют собой обыкновенные высокие здания, а не иглы, уходящие в стратосферу. Ну, и в-третьих, когда Бэнтэн поднимается на космическом лифте, заметно, что верхние этажи небоскрёбов значительно ниже верхнего слоя облаков. Поэтому предполагаю, что действительная высота небоскребов, показанных в сериале, не превышает 3-4 км.

Чтобы такое сооружение не раскачивалось под действием ветра или колебаний земли, в его основании установлены гиростабилизаторы, которые гасят возможные отклонения от вертикальной оси. В первом эпизоде их отключение привело к тому, что здание начало опасно крениться и разрушаться.

Gyrostabilizers

Гиростабилизаторы на схеме здания

Мелкие штрихи

● В третьем эпизоде показан затопленный район города, где раньше жила Реми Масуда. Можно предположить, что современное повышение уровня океана в будущем продолжится, и самые низкие части городов, расположенных возле океана, уйдут под воду. Кстати, что-то подобное можно видеть в аниме «Шангри-Ла» (シャングリ・ラ).

● Космический лифт со станцией в качестве противовеса на орбите. На станции располагался криогенный банк. Вообще, идея подобного сооружения весьма заманчива. Но скорее всего его использование будет ограничено астероидами, спутниками и иными небесными телами с крайне малой силой тяжести, поскольку в ближайшем будущем не предвидится появление материалов, способных выдержать хотя бы свой вес, не говоря уже сопротивлении силе Кориолиса или иным боковым воздействиям.

Сильные стороны аниме

1. Добротный киберпанк. Все элементы жанра присутствуют почти в каждый серии. Есть и роботы, и импланты, и социальное неравенство, и хакеры – все, как завещал Уильям Гибсон и другие основатели этого жанра. При этом в сериале нет нуарной атмосферы, когда действие происходит только ночью, а действующие лица – все через одного криминальные элементы. Показаны и обычные улицы при свете дня, и островки зелени среди небоскребов, и простые люди, которые живут, не подозревая, какие события происходят буквально за углом. При этом все чрезвычайно серьезно. Никаких подростков с их страданиями или «неловкими» ситуациями, коих много в обычном сёнэн-аниме.

2. Графика. Старая добрая рисовка с классическими анимешными пропорциями персонажей. Парни брутальные, девушки красивые, и никакой схематичной мимики, обозначающей эмоции. Автомобили, техника, роботы выглядят реалистично – заметно, что художники не халтурили. Смотрится как полноценный фильм, только рисованный.

Cyber City OEDO - Sarah

Сара — подруга и напарница Гогула — как пример «правильной» рисовки

3. Саундтрек. Музыку для опенингов и эндингов японского релиза написал Хитоши Хаба (Hitoshi Haba), а исполнила Хидэми Миура (Hidemi Miura). Шикарные композиции из далеких 80-х, гармонично дополняющие визуальный ряд.

Слабые стороны аниме

Нет продолжения. Все-таки три серии – это очень мало. Да, они насыщены действием. Причем настолько, что каждая минута экранного времени не пропадает зря. Но в наш век сериалов и длинных историй на два-три сезона как минимум, три серии напоминают кусочек лакомства, которое заканчивается, когда только-только вошел во вкус. Хотелось бы, например, узнать остались ли у главных героев друзья и близкие? Почему Бэнтэн стал таким? Как потерял зрение Гогул? Какой стала Земля? Превратилась ли она вся в экуменополис или это только Токио имеет восемь уровней и гигантские небоскребы? Да и в конце концов, удалось ли главным героям добиться своего освобождения?

Резюме

Замечательное аниме с привычным сеттингом киберпанка. Несмотря на то, что с момента его выхода на дисках прошло более тридцати лет, сериал вызывает интерес и смотрится с удовольствием. Даже сейчас его нельзя назвать ретро-футуризмом. Я бы поставил его на одну полочку вместе с таким культовым произведением японской анимации как «Акира». Тем более, что они очень похожи друг на друга. В общем, смотреть советую всем, кто не чурается киберпанка и не боится крови на экране (тем более, что ее там совсем немного).

Как всегда, обсудить статью можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

Поделиться:
Метки: