Читательский дневник

Сезон туманов (Е. Гуляковский)

For seasonВот я и добрался до книжной серии «Фантастический боевик», которая была очень популярна в 90-е годы. Помню, как приходил в книжный магазин и брал в руки новенькие, пахнущие краской томики в твердом переплете с яркими иллюстрациями на обложке, выбирая книгу, которая поможет погрузиться в мир космических приключений. Правда, тогда меня чаще всего привлекали зарубежные авторы – их видение будущего казалось более актуальным и свежим, чем коммунистическая утопия. И эта инерция мышления сказывалась при выборе уже новой, перестроечной литературы. Уже позднее, во взрослом возрасте, пришло понимание, что и советская фантастика может быть интересной, а зарубежных авторов лучше читать в оригинале. Но тогда я их сознательно пропускал. Поэтому начинаю восполнять этот пробел, и первой книгой данной серии в моем читательском дневнике будет «Сезон туманов» Евгения Гуляковского.

Под обложкой скрываются два романа: «Сезон туманов» и «Долгий восход на Энне», в которых повествуется о приключениях инспектора Ротанова на далеких мирах. С первых страниц книга захватывает внимание и не отпускает, пока не будет закрыта последняя страница. Динамичность сцен даже не нарушают авторские отступления, которых в тексте весьма приличное количество – про освоение космического пространства, нюансы космической логистики, ход мыслей героев. Явная картонность персонажей с лихвой компенсируется объемным, осязаемым и очень живым миром. Лес трескучек на Реане, руины колонии на Гидре, населенные синглитами, мир багровых сумерек вблизи черной дыры – воображение рисует иные миры, словно они существуют на самом деле.

Считается, что произведения Евгения Гуляковского относятся к так называемому «молодогвардейскому лагерю», основой которого является сциентизм и упор на русскую культуру в далеком будущем. Поэтому в книге мы не увидим никакой мистики (все строго научно), и все персонажи носят славянские имена и фамилии. Наверное, кроме капитана Торсона (реверанс «Королеве Солнца»?). Но это на самом деле свойственно авторам по обе стороны океана. Советские фантасты игнорили «буржуев», а те в свою очередь видели будущее в виде безоговорочного доминирования англо-саксонской культуры. При этом автор очень аккуратно обошел политико-экономическое устройство государства будущего, из-за чего в книге нет ни слова о коммунизме. Ясно лишь, что это общество победившей меритократии – власти самых способных, где идейная составляющая на втором месте. А для инспектора на далекой планете, это вообще далеко не самое главное. Проблема с синглитами останется вне зависимости от того, условные «красные» или условные «белые» рулят на Земле.

Собственно, именно эта мысль четко прозвучала в книге, где автор рассуждает о том, что колонии постепенно теряют связь с метрополией. Поселенцы на других мирах после нескольких поколений становятся непохожими на землян. Как физически, так и психологически. Хотя культурные и экономические связи должны оставаться, иначе колония начинает деградировать и разрушаться просто из-за отсутствия элементарных вещей вроде запчастей или специалистов. Но рано или поздно экспансия приведет к формированию обособленных поселений, которые будут воспринимать планету как свой новый дом и забудут про родной мир. Даже при наличии сверхсветового двигателя (а это норма в фантастике) Галактика настолько огромна, что просто невозможно представить единое государство в ее пределах. Тут на Земле-то «тирания пространства» осложняет логистику и управление…

Интересной концепцией оказались растения на Реане – трескучки, – которые живут сквозь время. Корни в прошлом, спороносы в настоящем, семена – в будущем. Идея связи деревьев и времени имеет место и на Гидре, когда главный герой забирается на ствол и видит боевые сцены из прошлого, а потом находит материальные свидетельства своих видений – разрушенный остов какой-то военной машины. Кому как, а мне это напомнило «деревья памяти» из романа Джона Браннера «Поймай падающую звезду». Деревья растут, и запоминают, что происходит вокруг них, чтобы потом воспроизвести историю в виде движущихся картин.

Запомнились следующие цитаты:

«В первую сотню лет чувства притупляются, отмирают. Остаются лишь память и долг».

Это было сказано представительницей инопланетной цивилизации, чьи представители отличались долголетием.

«Чужой дом иногда охраняется… даже в отсутствие хозяев».

Эта фраза относилась к планете, которая была родным миром рэнитов, которые исчезли тысячи лет назад. Вспомнились ворлонцы из «Вавилона 5», которые ушли за Предел, но их мир сторожат различные охранные системы.

Из минусов книги хочется отметить чудовищное незнание автором астрономии и космических расстояний. Где-то у него корабль улетел на пол-парсека, хотя аппарат даже не покинул систему. Где-то рэнитка говорит, что они прилетели с другой стороны Галактики, хотя их родина находится на Альфе Гидры, а это буквально «за углом». Практически окрестности Солнца. Черная планета находится над плоскостью Галактики, а это весьма и весьма приличное расстояние от Земли. Вряд ли за пару десятилетий люди даже при наличии сверхсветового двигателя доберутся до этих рубежей, а в книге прямо говорится, что исследовательские корабли проводят активную экспансию в космическом пространстве уже после того как Ротанов отправился на Гидру на экспериментальном корабле. Или жизнь человека в обществе будущего значительно длиннее современной? Понятно, что в будущем люди будут жить и 150, и 200 лет. Но не тысячу же! А судя по хронологии, события книги происходят в недалеком будущем – лет этак через триста. Сомнительно использование планеты (Регоса) в качестве логистического центра. Зачем жечь топливо на взлет/посадку? Для этих целей существуют космические станции!

Невыразительные диалоги, в которых зачастую отсутствуют «говорительные» глаголы, из-за чего сложно понять, кто сказал ту или иную фразу. Это очень мешает цельно воспринимать беседу. Не сразу понятно, кто и что сказал. Нет внятного описания персонажей. Насколько хорошо прописан окружающий мир, настолько же скупо расписана внешность действующих лиц.

Очень напрягает отсутствие концовки и пост-экспозиции в обоих романах. Например, в конце «Сезона туманов» прямо напрашивается сцена с отлетом Ротанова, где он в диалоге с кем-нибудь из местных (да той же Анной) подвел бы итоги ситуации с синглитами и люссами, а автор мог прокинуть зацепку для дальнейшего появления этой девушки в следующем романе. Такая же проблема в «Долгом восходе…». После остановки Хронара, чем все в итоге закончилось? Кем была та сущность в виде девушки из Озера Забвения? Как Ротанов вернулся на корабли эскадры? Повествование обрывается и… все. Но вообще, надо сказать, отсутствие четкое и внятного конца с эпилогом/пост-экспозицией – это беда всех отечественных авторов и сценаристов. Бросаются в глаза провисшие сюжетные линии с девушкой-синглиткой, рэниткой Вельдой, колонией Дзета. Чем все кончилось-то? Может, в других книгах автор раскроет, что с ними случится, но пока остаются вопросы. Вернется ли Ротанов на старости лет к странной девушке с Гидры? Обретет ли он бессмертие с помощью люссов? Найдут ли люди рэнитов, покинувших Реану? Будут ли археологические раскопки на Гидре для поиска артефактов рэнитов? Вопросов много, ответов нет.

Вообще, что касается женских персонажей, то у автора очень странная позиция по отношению к женщинам. В лице капитана Олега Крымского прозвучало неявное противопоставление космоса и личной жизни. Не интересна ему жена по сути. А другой капитан – Торсон – уже явно делает выбор между женой и полетом к звездам? Что это такое? Женоненавистничество? Монашество, обернутое в романтику покорителей космоса? В любом случае это выглядит дико и ненормально. В обществе будущего такие гендерные перекосы недопустимы. Инспектор по отношению к Вельде выглядит как какой-то юнец, хотя этого просто не может быть. У такого крепкого мужика наверняка есть на каждой планете, где он работал, по любовнице, а то и не одной. А ведь Вельда могла стать новой Аэлитой – древняя мудрость, тайны веков, и огонь любви, который давно потух, но был разбужен горячим и молодым человеком с Земли. Автор с помощью вышеприведенной цитаты как будто намекает читателю, что так и будет. Но увы! Романа рэнитки и инспектора мы не видим. Только тоска и камень Хронара, оставленный на столике. А ведь могли и найти друг друга через тысячелетия… Любовь, что не признает границ пространства и времени. Но, к сожалению, этого в книге нет…

В целом «Сезон дождей» и «Долгий восход на Энне» мне понравились. Можно не соглашаться с автором, спорить, помечать нестыковки и явные ляпы, но, если книга дочитана, не оставлена с закладкой до лучших времен, значит автор достиг своей цели – заинтересовал читателя. Прошло почти пятьдесят лет с момента публикации первого издания, а книга по-прежнему читается легко, современно – не нужно себя заставлять читать. А это самое главное.

Обсудить статью можно в моем телеграм-канале. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

 

Поделиться: