Читательский дневник

Дозоры (С.В. Лукьяненко)

Night watch - Cover (2015)

Обложка издания «Дозоры. От Ночного до Шестого» (Издательство «АСТ», 2015)

Впервые книги про Иных от Сергея Лукьяненко попались мне в конце 2000-х на волне популярности фильмов, снятых по их мотивам. Да, тех самых, где ЗИЛок в цветах аварийной службы делает сальто. Эту сцену автор потом обыграл в книге как видение из «альтернативной реальности». Как всегда это бывает в российском кинематографе, сценарий у фильмов безобразный, с кучей отсебятины. В итоге добрался я до первоисточника, и оказалось, что вселенная Дозоров очень интересная и напоминает одновременно и «Сумерки», и «Гарри Поттера». То есть это привычный, знакомый мир Магов/Маглов за редкими исключениями вроде концепции Сумрака и природы силы Иных. Сейчас решил их перечитать. Заодно обнаружил, что за эти годы написано немало продолжений и спин-оффов.

Действие романов происходит в Москве в наше время (отрезок времени с 90-х гг. и по сей день можно считать «нашим» в отличие ближайшего киберпанковского будущего или совсем уж далеких времен «звездных войн»). Как и в любом городском фэнтези, наш обыденный, привычный мир имеет свою изнанку – мир Иных, к которым относятся люди (маги и ведьмы) и другие существа, имеющие магические способности (оборотни, вампиры и т.п.). В свою очередь Иные делятся на Светлых и Тёмных, и эта черно-белая система находится в равновесии. За соблюдением баланса следят Дозоры – специальные организации, похожие на пси-полицию, осуществляющую контроль над Иными. А действия самих Дозоров регулируются наднациональной Инквизицией. Главы московских Дозоров – светлый Гесер и тёмный Завулон плетут друг против друга бесконечные интриги, играя людьми и Иными, словно шахматами. И последствия от реализации их планов отражаются в виде исторических событий, оказывая влияние на жизнь каждого гражданина нашей страны.

Книги этого цикла нельзя рассматривать отдельно от общественно-политического контекста, который существовал на момент их написания. Атмосфера времен чувствуется чуть ли не на каждой странице. К примеру, самая первая книга «Ночной Дозор» напоминает сериал «Улицы разбитых фонарей», а команда Светлых смахивает на оперов тогдашней милиции. Этакая попытка переноса криминальной действительности 90-х в мистический антураж. А вот последняя книга «Шестой Дозор» носит все признаки уже нашего времени. Автор тонко подметил, что в 2014 г. старая жизнь закончилась, все системы сдержек и противовесов старого мира больше не работают, и нужно создавать что-то новое, не имеющее аналогов в прошлом. Реальность и вымысел идут рука об руку… И это является одной из основных изюминок цикла.

Много в тексте публицистических вставок и философских рассуждений. Но, несмотря на это, книги читаются легко и непринужденно. Описания достаточно подробные, чтобы не возникало проблем с представлением места и действия, а диалоги живые и естественные. Есть и откровенные сцены (Алиса и Игорь). Пусть и без подробностей, но буйная фантазия сама что надо напридумывает. В общем, в «Дозорах» есть все,  что нужно, чтобы провести в свое удовольствие несколько спокойных вечеров с книжкой в руке.

Интересные моменты

Сумрак

Некий аналог астрала, куда могут войти все Иные, шагнув в свою тень. Помните, как появлялись черти из теней в фильме «Привидение» с Патриком Суэйзи в главной роли? Вот примерно также, только в обратную сторону. Это даже не параллельный мир, а скорее изнанка нашего. Материальные вещи в нем выглядят потускневшими, блёклыми, зато ауры людей и Иных расцветают во всей красе, и сразу можно видеть, кто есть кто – оборотни принимают звериный облик, вампиры теряют облик человеческий, а Тёмные и вовсе оборачиваются демонами. Чем-то Сумрак напоминает эффект Кольца Всевластья из фильма Питера Джексона «Властелин Колец». Надел кольцо, и назгулы явили свое истинное лицо древних воинов.

Сумрак имеет семь слоев и закольцован на обычный мир. Обычно параллельные миры представляют в виде слоёного пирога или листов в книге, а тут что-то похожее на гиперсферу неизвестно какого порядка. Иные могут перемещаться по слоям Сумрака в зависимости от их силы. Первый слой доступен для всех Иных, а ниже третьего слоя могут погружаться только Иные первого уровня и Высшие. Сумрак вытягивает энергию их тех, кто попал в него, и все может закончиться весьма печально для слабых и неподготовленных. Антон Городецкий на протяжении книг цикла постепенно раскрывает свои возможности и становится сильнее. В этом плане он отдаленно напомнил Куросаки Ичиго из аниме «Bleach».

Кошки видят сквозь Сумрак и могут в нем перемещаться (ср. с произведением Г.Ф. Лавкрафта «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата»).

Баланс Светлой и Темной стороны

Весь наш мир построен на равновесии Света и Тьмы. Как в природе, так и в человеческом обществе. Самой яркой иллюстрацией этого принципа является даосский символ Великого Предела, известный как «Инь и Ян»:

Yin and Yang

Разделение на свет и тьму произошло еще в начале времен: «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1:4). Было это в первый день Творения, который наука определяет как первые миллионы лет после Большого Взрыва (до эпохи рекомбинации). Баланс светлого и темного составляет целостность мира, а движущей силой каждой из сторон является ее противоположность.

В нашем обществе принято соотносить добро со Светом, а зло с Тьмой, но добро и зло – это человеческие понятия, которые пришли в мир, когда человек осознал себя и стал разумным. Христианство говорит о том, что зло пришло в мир после грехопадения человека, но наука утверждает обратное. В природе все сбалансировано. Смерть одних означает жизнь других, и все находится в равновесии. После изгнания из рая не человек стал причиной смерти в природе, а сам разучился видеть в этом симметрию. Именно человеческий разум, подверженный влиянию эгрегоров, маятников и всевозможных сущностей является источником всех бед в мире.

Вот, что говорит автор о сути Светлых и Тёмных:

Если ты думаешь в первую очередь о себе, о своих интересах – твоя дорога во Тьме. Если думаешь о других – к Свету [«Ночной Дозор», История 2, Глава 2].

Но сколько примеров в мире, когда мысли о всеобщем благе приводили к трагедиям, а здоровый эгоизм оборачивался выгодой всех сторон конфликта?

Хотя Светлые воспринимают это со своей точки зрения:

Темная свобода, она ведь не тем плоха, что свобода от других. <…> Темная свобода – в первую очередь от себя свобода, от своей совести и души. Почувствуешь, что ничего в груди не болит, – тогда кричи караул. Правда, поздно уже будет [«Ночной Дозор», История 3, Глава 2].

Но, как я уже выше указал, Свет и Тьмы были от начала времен. Они находятся в динамическом равновесии во Вселенной, а добро и зло – это человеческие понятия.

Цитаты

Вообще, весь цикл «Дозоров» можно растаскать на цитаты. В каждой книге найдется что-то достойное внимания.

• Про Сибирь:

В России так заведено – в Сибирь али ссылают, али сами бегут [«Сумеречный Дозор», История третья, Глава 7]

• Про любовь:

Потому что любовь – она над Тьмой и Светом. Потому что любовь – это не секс, не одинаковая вера, не «совместное ведение хозяйства и воспитание детей». Потому что любовь – это тоже Сила. И черта с два к ней имеют отношение Свет и Тьма, люди и Иные, мораль и закон, десять заповедей и Великий Договор [«Дневной Дозор», Часть первая, Глава 6].

 

Если любовь в тебе – это сила. А если ты в любви – это слабость [«Дневной Дозор», Часть третья, Глава 1].

• Про доверие к людям:

Человеку верь наполовину, Светлому – на четверть, Темному – ни в чем [«Ночной Дозор», История 3, Глава 5]

• Справедливо для любой страны и любой эпохи:

Честный политик – это оксюморон [«Новый Дозор», Часть третья, Глава 5].

• Про чифир:

Чай в ее представлении должен был быть черным, как деготь, и крепким, как совесть грешника. Ну или наоборот [«Новый Дозор», Часть вторая, Глава 1].

• А вот это неплохо бы запомнить. Применительно в любой сфере жизни:

Но короткие дороги тем и отличаются от длинных, что на них взимают плату за проезд. И на темных дорогах очень любят объявлять цену в конце пути [«Последний Дозор», Часть третья, Глава 5].

• Не мог пройти мимо вот этой забавной строчки:

Скушай заячий помет, он ядрёный, он проймет [«Новый Дозор», Часть вторая, Глава 5].

Оказалось, что это слегка измененный фрагмент сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и целиком выглядит следующим образом:

Ты чавой-то не в себе!
Вон и прыщик на губе!
Ой, растратишь ты здоровье
В политической борьбе!..

 

Спробуй заячий помет!
Он – ядреный! Он проймет!
И куды целебней меду,
Хоть по вкусу и не мед.

 

Он на вкус хотя и крут,
И с него, бывает, мрут,
Но какие выживают –
Те до старости живут!..

Честно говоря, не знал, что есть такое произведение. Написано довольно занятно и весело. Надо будет как-нибудь почитать.

Экранизация

Крайне неудачная. Даже сам автор открестился от нее следующим отрывком:

– Эх, какой сон замечательный мне сегодня снился! – выруливая на стоянку, произнес Семен. – Еду я по Москве, почему-то на раздолбанном фургоне, рядом еще кто-то из наших… И вдруг вижу – на дороге стоит Завулон. Почему-то одет как бомж. Я газую и пытаюсь его задавить! А он – хренась! И барьер ставит! Нас подкидывает в воздух, делаем сальто и перескакиваем через Завулона. Едем дальше [«Последний Дозор», Часть первая, Глава 1].

Сон, и только сон одного из героев книги. Ни на что большее сие действо на экране претендовать не может.

Хотя кастинг актеров очень хороший. Константин Хабенский удачно сыграл роль Антона Городецкого, и теперь сложно представить главного героя «Дозоров» как-то иначе. Отличная Светлана получилась у Марии Порошиной. Ведьма Алиса в исполнении Жанны Фриске просто замечательная. Ну разве что Гесер подкачал.

Но кроме актеров в фильме ничего хорошего-то и нет. Сюжет переврали везде, где можно и где нельзя. Спецэффекты так себе. ЗИЛ-130 с надписью «Горсвет» – это вообще откровенный стёб над книгой и замыслом автора. Для какой цели режиссёр надел черные очки на главных героев? Закос под популярную в начале 2000-х «Матрицу»? Вопросов много, и все они не в пользу экранизации.

Ну, и в довершение всего песня «Ночной дозор» группы «Уматурман». Песня ужасная, хотя само по себе творчество группы вызывает симпатию.

Список книг вселенной «Дозоров»

Оказалось, что на текущий момент вселенная Дозоров разрослась до шестидесяти произведений разного формата и авторства. Размещу ее здесь, чтобы делать пометки, что прочитано, а что еще нет. Список честно стырен с «Википедии».

В скобках курсивом указано время, когда происходили описываемые события. Это не даты написания произведений!

1. «От крови до клятвы, от клятвы до крови», рассказ (1162-1171) – прочитано 18.02.2023 г. – попытка переноса сеттинга Дозоров в антураж кочевой жизни монгольских племен. Намек на «Жестокий век» Исая Калашникова только с Иными в роли незримых, но действующих сил. Интересно, но слишком уж мало. Вообще рассказ – не самая лучшая литературная форма. Только погрузился в атмосферу произведения, а оно – раз! – и кончилось. Но в целом понравилось.

2. «Клинки кардинала«, роман (апрель-июнь 1625).

3. «Масть«, роман (март 1788 — май 1789).

4. «Снежный король«, рассказ (1832-1844).

5. «Нахимовский Дозор», роман (XIX век).

6. «Дозор с бульвара Капуцинов», роман (март-октябрь 1900).

7. «Ученик царева арихметчика«, рассказ (1908) – прочитано 20.02.2023 г. – сумбурный рассказ с несколькими флеш-беками и попыткой использовать расхожий миф о связи Николы Тесла с Тунгусским метеоритом. Не понравилось. И я так и не понял, что это был за Темный, который ранил ножом главного героя возле Сухаревской башни.

8. «Неофицiальное разслѣдованiе», рассказ (27 июля — 1 августа 1914) – прочитано 20.02.2023 г. – очень симпатичный рассказик. Читается на одном дыхании. Автор (Николай Желунов) умело стилизовал диалоги персонажей так, чтобы все выглядело как в классической литературе. Когда встретились на месте преступления темный и светлый маги, сразу вспомнились произведения Чехова и пьесы Островского. И концовка весьма хороша.

9. «Дозоры не работают вместе», роман (8 сентября — 1 ноября 1962).

10. «Дозоры 3: участковый«, рассказ (ноябрь 1972 — сентябрь 1973).

11. «По Иному этапу«, рассказ (ноябрь 1973).

12. «Сын Дога«, роман (август-декабрь 1973).

13. «Тайный Дозор», роман (январь-май 1998).

14. «Ночной дозор«, роман (январь-июнь 1998) – прочитано 5.02.2023 г. (ранее в конце 2000-х) – самый первый роман, с которого все и завертелось. Атмосфера 90-х присутствует на каждой странице, как и ощущение грядущей катастрофы. Автор очень тонко подметил настроения, которые царили тогда в обществе. Порадовали строчки из любимых песен группы «Blackmore’s Night» и Валерия Кипелова.

15. «Дневной дозор«, роман (август-декабрь 1999) – прочитано 6.02.2023 г. (ранее в конце 2000-х) – написан Сергеем Лукьяненко в соавторстве с Владимиром Васильевым. Последний взял на себя всю Тёмную сторону в книге. Получилось весьма неплохо. Роман Алисы с Игорем в пионерлагере использует воспоминания нашего поколения о пионерских лагерях, первой любви (платонической и не только), песнях под гитару и т.п. Ярко, красиво и волнительно. История с «зеркалом» тоже очень хороша.

16. «Новогодний Дозор», рассказ (31.12.1999).

17. «Лик Чёрной Пальмиры», роман (май 2003).

18. «Сумеречный Дозор», роман (лето 2003) – прочитано 7.02.2023 г. (ранее в конце 2000-х) – в отличие от предыдущих произведений книга приобретала семейную направленность: Гесер обретает сына, а Антон защищает детей от деревенской ведьмы. Раскрываются махинации Ночного Дозора в годы Октябрьской революции. В третьей части книги мы узнаем больше о вампирах и природе Иных. Очень понравилось.

19. «Иной среди иных», роман (сентябрь 2003).

20. «Печать Сумрака», роман (август 2003 — апрель 2004).

21. «Корона», рассказ (июнь 2004).

22. «Школьный надзор», роман (сентябрь 2004 — октябрь 2005).

23. «Шаг Невидимки», рассказ (август 2005).

24 .«Последний Дозор», роман (сентябрь-октябрь 2006) – прочитано 10.02.2023 г. – география приключений Антона Городецкого стремительно расширяется. В первой части книги он летит в Эдинбург, во второй – в Самарканд, а в третьей – отправляется на самый нижний уровень Сумрака, где обитает один из самых известных волшебников в истории – легендарный Мерлин. Честно говоря, роман не понравился. Автор сознательно избегает разговоров о душе человека и наделяет только Иных возможностью продолжать существование после смерти на нижних слоях Сумрака. Непонятно, то ли Сумрак-астрал держит их там в заключении, то ли автор сознательно отказался от каких бы то ни было религиозных или эзотерических аналогий. В общем, все кажется сыроватым в плане проработанности. При прочтении невольно вспомнилась песня «В тенях Эдинбурга» группы «Спектакль Джо». Думаю, строчки из нее вполне органично могли бы дополнить текст:

25. «Теневой Дозор», роман (сентябрь-октябрь 2006).

26. «Ребус для фотографа», рассказ (октябрь 2006).

27. «Невский Дозор», роман (сентябрь-декабрь 2006).

28. «Мелкий Дозор», роман (октябрь 2007).

29. «Умник», рассказ (март-апрель 2009).

30. «Внештатный сотрудник», рассказ (июнь 2010).

31. «Запах Cумрака», роман (август-сентябрь 2010).

32. «Новый Дозор», роман (июнь-сентябрь 2011) – прочитано 13.02.2023 г. – книга о пророках и Тигре – порождении Сумрака. Много философских рассуждений и мыслей самого автора, но это не портит книгу, а наоборот наполняет ее полезным содержанием. Вот что мне нравится в творчестве Сергея Лукьяненко (в отличие от многих других отечественных фантастов), так это желание наполнить книги смыслом, а не только гоняться за сюжетом и действием. При этом объяснения мироустройства усложняются и углубляются, что также идет на пользу не только отдельной взятой книге, но и всей вселенной «Дозоров».

33. «Цветной Дозор», роман (осень 2011 — ноябрь 2013).

34. «Хрустальный рыцарь», рассказ (осень 2012).

35. «Лисонька», рассказ (апрель 2013).

36. «Дежурный по апрелю», рассказ (апрель 2013).

37. «Прилетит вдруг волшебник», рассказ (лето 2013).

38. «Кира возвращается в полночь», рассказ (лето 2013).

39. «Сумеречные игры», рассказ (июнь-октябрь 2013).

40. «Тёмные сады Охотника», рассказ (сентябрь 2013).

41. «Оперативный резерв», роман (25 сентября — 7 октября 2013).

42. «Дело о головке сыра», рассказ (октябрь 2013).

43. «Сказка, рассказанная Сумраком», рассказ (ноябрь 2013).

44. «Солнце глубин», рассказ (апрель 2014).

45. «Время желаний», роман (осень 2014).

46. «Шестой Дозор», роман (декабрь 2014) – прочитано 15.02.2023 г. – книга завершает цикл «Дозоров». Подходит к концу и история Антона Городецкого, начатая в далеком 1998 году. Создается новая система сдержек и противовесов, куда входят не только Светлые и Тёмные, но другие силы, проявившие себя на протяжении шестнадцати лет, – ведьмы, пророки, вампиры и зеркальные маги. Теперь им предстоит строить новый мир. Правильная концовка, которая дает ощущение симметрии.

47. «Санаторно-курортная монография», рассказ (февраль 2015).

48. «Одиночный Дозор», роман (март 2015).

49. «Время инверсий», роман (июль-сентябрь 2015).

50 . «Книжный Дозор», роман (август-сентябрь 2015).

51. «Сердце сумрака» (2015).

52. «Глубокий Сумрак», роман (апрель-май 2016).

53. «Севастопольский Дозор», роман (8:00-20:00 16 мая 2016).

54. «Затерянный Дозор», рассказ (19-20 мая 2016).

55. «Чужой Дозор», роман (1932 и 2017 годы).

56. «Тень сумеречных крыльев», роман (2017).

57. «Территория Дозоров», рассказ (ноябрь 2018).

58. «Дикий артефакт», роман (XII, XVI века, 2010-е годы).

59. «Вечный Дозор», роман (2018).

60. «Светлая тень», роман (2019).

Сильные стороны

1. Кинематографичность повествования. Несмотря на множество философских отступлений и отрывков публицистического содержания, проблем с превращением текста в визуальный ряд мыслей и образов не возникает. Описания даны в точной пропорции. О них не спотыкается взгляд, и в то же время информации для воображения достаточно, чтобы построить последовательность событий, действия и диалогов персонажей. «Говорильные» глаголы тоже присутствуют в изобилии, и диалоги не кажутся пустыми. Впрочем, у Сергея Лукьяненко почти все книги написаны так, что читать одно удовольствие.

2. Выражение позиции автора в тексте (мораль). Многие могут со мной не согласиться, но я всегда считал, что одного сюжета и экшена в книге недостаточно. Обязательно присутствие более глубокой составляющей, и выражаться она должна не какими-то намеками или поступками героев (читатель, попробуй-ка догадайся!), а полноценными авторскими отступлениями или монологами персонажей. Даже в примитивных голливудских боевиках или в детективах с мягкими обложками можно найти явную или скрытую мораль, «message», послание автора к читателям по принципу «сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Мораль, как этический вывод, к которому литературное произведение приводит читателя, должна быть всегда. Пусть даже прямолинейная и примитивная. Произведения без какой бы то ни было морали представляют собой пустышки. И, к сожалению, таких примеров в развлекательных жанрах очень много.

Некоторые писатели забывают, что книги читают не только из-за сюжета или действия. Кинематограф справляется с этим гораздо лучше, а сценаристы специально обучаются драматическому искусству, чтобы удерживать интерес зрителей. Но только в книгах любая история приобретает практически бесконечную глубину и заставляет думать. Даже если это фантастика. Например, мизантроп Г.Ф. Лавкрафт в каждом произведении показывает, что человек – это всего лишь пылинка мироздания, и есть силы, более могущественные и древние, нежели наша цивилизация. Это и делает его произведения притягательными в отличие от его последователей типа Августа Дерлета, где при сохранении формы полностью утрачено содержание. В этом плане «Дозоры» стоят на много ступенек выше тех же «Сумерек» Стефани Майер, за что Сергею Васильевичу огромный респект и уважение.

3. Интересный прием использования строчек из песен для усиления эмоциональной составляющей текста (фактически саундтрек к книге). По сюжету главный герой слушает CD-плеер, который случайным образом выбирает мелодии на диске. И часто это оказывается подсказкой к сути происходящих событий. В книгах упоминается большое количество песен различных исполнителей, но я отмечу мои любимые. В первую очередь, это творчество Ричи Блэкмора:

И песня Сергея Маврина и Валерия Кипелова «Castlevania», посвященная одноименной компьютерной игре:

Вообще, теория гаданий, способов и методов дивинации говорит о том, что для установления диалога со Вселенной можно использовать любую систему, где выбор ее элементов не подчиняется известным закономерностям, а носит случайный характер. Это могут быть монетки, карты, руны и т.п. В современном мире для этой цели вполне можно использовать алгоритм, по которому плеер проигрывает композиции в режиме «случайной выборки». Главное, чтобы количество треков в памяти устройства или на внешнем носителе было достаточно большим и охватывало все жизненные ситуации. В идеале должна быть история странствия, пути героя, как это можно видеть в структуре Старших Арканов Таро. Единственное, что всегда следует помнить, что, как и любое гадание, это лишь подсказка, камушек на развилке с указанием направлений, а выбор делает только сам человек.

Слабые стороны

Вселенная Иных создана без привлечения эзотерики и религии. Понятно, что писать на такие темы дело крайне неблагодарное. Прилетит либо от Высших Сил (мистика вокруг М.В. Булгакова как пример), либо от людей (некоторых религиозных радикалов до сих пор волнует «оккультизм» в произведения Джоан Роулинг). Нужно либо совсем уходить в фэнтези и создавать пантеон несуществующих богов, либо вообще отказаться от идеи сил, лежащих вне материального мира. Сергей Лукьяненко пошел по второму пути, словно ни религии, ни эзотерики в мире не существует. И, честно говоря, вселенная «Дозоров» от этого подхода многое потеряла. Нет ощущения беспредельности тайн мироздания, а все вертится вокруг Иных. Да, есть надчеловеческая сила в виде Сумрака, но она слишком механистична в своих действиях и напоминает поведение программы. Упомянуты Изначальные Силы, но их природа, сущность и свойства не раскрываются. Персонажи призывают их только во время подтверждения клятвы (огненный лепесток у Светлых или сгусток тьмы у Тёмных). Таким образом автор продолжает традицию, начатую еще братьями Стругацкими, когда магию и науку объединили в единый внутренне непротиворечивый гибрид, а мистический компонент убрали даже не просто за скобки, а ликвидировали целиком. Но если в случае с советской фантастикой 60-х годов это вполне оправданно, да и сатирическую направленность «Понедельника…» никто не отменял, то в XXI веке это выглядит анахронизмом.

Резюме

Хорошее городское фэнтези от признанного мэтра отечественной фантастики. Наш ответ западным «Сумеркам» и «Гарри Поттеру». Многим читателям не нравится политическая позиция Сергея Лукьяненко, но это вкусовщина из разряда «не нравится – не читай». Мне как раз очень импонируют авторские мысли и мнения относительно истории нашей страны. Они порой как бальзам на душу. Есть некоторые недоработки в плане целостности вселенной «Дозоров» и имеются противоречия с реальностью, но это проблема любого жанра, где соединяются выдуманные миры и реальные.  Впрочем, вокруг нас много парадоксов и противоречий. Почему в книге их быть не может? В любом случае это чтению не мешает, и «Дозоры» занимают почетное место на полочке в домашней библиотеке.

 

Как всегда, обсудить статью и высказать свое мнение можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

Поделиться: