Читательский дневник

Бегущий человек (фильм, 1987)

Runnning Man (1987)

Постер к фильму

В начале 90-х, когда я еще ходил в начальную школу, на первом канале воскресными вечерами показывали художественные фильмы – отечественные, зарубежные, классику мирового кинематографа и актуальные новинки. Видеомагнитофоны тогда были не у всех, но особо по этому поводу никто не переживал. Смотреть «экранки» с гнусавым переводом – то еще удовольствие. Поэтому каждую неделю вся семья изучала программу телепередач, чтобы определиться с интересующими фильмами и передачами, подчеркнуть их цветной ручкой или фломастером, и в назначенный час собраться перед телевизором. В один из таких воскресных вечеров я впервые посмотрел к/ф «Бегущий человек» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

Отдельные сцены и эпизоды я запомнил на всю жизнь. Например, системы охраны периметра трудового лагеря с зелеными и красными фонарями, тележки-капсулы, напомнившие снаряды для бобслея, и погибшие участники шоу, которых подружка главного героя нашла в каком-то помещении, спасаясь от сталкера-огнеметчика. В те годы был популярен знаменитый фильм Тарковского, полный депрессухи и скрытой угрозы, и с тех пор слово «сталкер» стало четко ассоциироваться с чувством страха, преследования, близкой смерти…

Так уж получилось, что к фильму я вернулся только сейчас. Правда в начале 2000-х мне в руки попала книга с одноименным названием под авторством некоего Ричарда Бахмана, изданная в рамках серии «Бестселлеры Голливуда». Сюжет романа значительно отличался от фильма, а отсутствие хэппи-энда невероятно удручало. Как оказалось, Ричардом Бахманом оказался знаменитый Стивен Кинг, а роман «Бегущий человек» был написан на основе повести Роберта Шекли «Премия за риск». Создатели фильма вольно обошлись с сюжетом и привели его в «стандартный» для поклонников стандартных голливудских боевиков вид – с непобедимым главным героем, красоткой подле него и хэппи-эндом.

Running Man - Hollywood bestsellers

Сюжет фильма простой как две копейки. В мрачном будущем пред-киберпанка с цензурой и комендантским часом телевизионные шоу превратились в жестокие игры со смертью. Есть беглецы – осужденные преступники, которым дали шанс «искупить кровью свои преступления», и охотники (сталкеры) – профессиональные убийцы, которые идут по их следу и играют на публику. Этакие гладиаторские бои нового времени. Даже один из персонажей – сталкер Динамо – косплеит римского легионера. Но шоу заканчивается, когда беглецом становится не поехавший с катушек школьный учитель или мелкий правонарушитель без навыков выживания, а профессиональный военный Бен Ричардс, роль которого исполняет Арни (кстати в фильме присутствует его коронная фраза «I’ll be back»).

Фильм напоминает «Вспомнить все» (Total Recall), «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) или «Джонни Мнемоник», и в целом несет ту теплую и ламповую атмосферу боевиков конца 80-х – начала 90-х годов, которая полностью утеряна в более современных картинах. Может спецэффекты не пошли на пользу Голливуду, может более современная повестка стала играть заметную роль, но в те времена и мужчины на экране выглядели как мужчины, и женщины – как женщины. Приятно смотреть на накаченные фигуры Шварценггенера и Джесси Вентура, а красотка Мария Кончита Алонсо с первого появления на экране притягивает взгляд зрителя и не отпускает до конца фильма. Внешность главных героев радует взгляд, и на их фоне не обращаешь внимания на халтурно проработанный дизайн транспортных средств будущего или стиль 70-х годов в интерьерах помещений. Здоровый эротизм пронизывает всю сюжетную линию, начиная от сцены с Эмбер Мендес в ночной сорочке и заканчивая танцами полуголых девиц на разогреве. И все это не выглядит пошло, а скорее комично и поднимает настроение, несмотря на всю серьезность самого фильма и поднимаемых в нем тем.

А основная тема фильма на самом деле очень глубока. Авторы лишь скользнули по поверхности темного омута под названием «Хлеба и зрелищ». С античных времен народ требует развлечений, и чем страшнее действо, тем оно притягательнее. В Средние века публичные казни собирали тысячные толпы, а сейчас ролики с кровавыми расправами или страшными авариями стремительно распространяются через соцсети и другие медиа. Люди словно пытаются испытать себя на психологическую прочность, пережить шок и всплеск адреналина, чтобы затем вернуться к обычной жизни с новыми силами. Конечно, вышесказанное не про всех людей, но в большинстве случаев это так. «Голодные игры», «Королевская битва» более современные фильмы и сериалы продолжают эту традицию. Вопрос лишь в том, когда это перейдет из разряда «фантастики ближнего прицела» в статус «наша реальность».

Также хочется отметить саундтрек, написанный Харольдом Фальтермайером. Музыка отлично легла на визуальный звукоряд и напоминает творчество группы Space. А основная музыкальная тема одновременно и тревожит, и придает фильму необходимую глубину, раскрывая то, что недосказано по ходу развития сюжета.

В общем, фильм достоин того, чтобы его пересмотреть еще раз.

Обсудить статью можно в моем телеграм-канале. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

 

Поделиться: