Читательский дневник

Кошки Ултара (Г.Ф. Лавкрафт, 1920)

The Cats of UltharБывают книги, которые следует читать вдумчиво и неторопливо. Им нужен особый настрой и сосредоточенность. Другие, напротив, сами захватывают читателя, и не отпускают до последней страницы. Сюжет, круговерть событий и испытаний, которые ждут героев, несут читателя по неведомым мирам с головокружительной скоростью. Да так, что в какой-то момент замечаешь, что незаметно прошло уже несколько часов, за окном глубокая ночь, и пора спать. Но есть такие произведения, которые не обещают интересного сюжета, не имеют особой глубины замысла и наличия скрытых смыслов, а шаг за шагом, строка за строкой уводят читателя в сказку для взрослых, где можно отдохнуть душой и спокойно погрузиться в мир грез.

К этой последней категории книг для отдыха относится большая часть творчества Говарда Филипса Лавкрафта. Хоть и считается он одним из мастеров жанра «хоррор», настоящего страха, ужаса и отвращения на страницах его книг почти что и нет. Наоборот, каждый раз автор пытается донести до читателя простую мысль о том, что окружающий мир – это не скучный фон, на котором разворачиваются человеческие драмы. Не пассивное отражение чувств и переживаний героев, а независимый субъект повествования. Вместо человека центральное место в сюжете занимает непознаваемая и бесконечная в своих вариациях Вселенная. А человек всего лишь пылинка на великолепной и страшно красивой картине мироздания. Причем слово «страшно» в данном случае следует воспринимать буквально. За эту позицию творчество Лавкрафта часто критикуют, но именно она и делает его произведения востребованными среди читателей на протяжении десятков лет.

Наш рациональный и материалистичный мир не оставляет места для свободы духа. Познание убивает тайну, а где нет загадки, там нет и восхищения. Чудеса превращаются в обыденность, которая зачастую граничит с разочарованием. Даже зло в нашем мире идет от людей, и это удручает. Хочется хоть на мгновение ощутить дух неведомого, столкнуться с неизвестными силами и оказаться на месте наших предков, для которых окружающий мир был живым и полным невидимых существ – пугающих, могущественных, опасных. И Лавкрафт дает это ощущение в полной мере! Кстати, именно этой изюминки не хватает его последователям и подражателям. Они видят в его творчестве лишь один компонент – ужасы. Но ужасы без преклонения перед Неведомым – это уже Стивен Кинг. Для совсем другой аудитории…

Первым произведением Г.Ф. Лавкрафта в нашем читательском дневнике будут «Кошки Ултара», ибо в каждом блоге должно быть место для котиков. Интернет и усато-полосатые мордочки неотделимы. На протяжении многих тысяч лет кошки играли особую роль в человеческом обществе. Их любили, почитали, боялись, преследовали… В этих нежных и пушистых созданиях уживаются две противоположности, и порой не знаешь, какой стороной кошка предстанет перед нами в следующую минуту. Вот она прикрывает глаза, исполненная важности, и кажется, что это Сфинкс во плоти, который вот-вот озадачит какой-нибудь загадкой… Но миг-другой, и вся таинственность исчезает, растворяется в теплом пузике, потягушечках, милых шалостях и проделках.

Лавкрафт обожал кошек, поэтому рассказ начинается такими словами.

«…Ибо этим скрытным и загадочным существам ведомо многое из того, что недоступно человеческому знанию. Кошки олицетворяют дух Древнего Египта и хранят предания давно забытых городов Мероэ и Офир. Они состоят в близком родстве с владыками джунглей и хранят зловещие тайны древней Африки. Сфинкс приходится им кузеном – они говорят на одном языке. Но кошачье племя гораздо старше Сфинкса и сохранило в памяти многое из того, о чем он даже не имеет понятия».

Cat's sarcophagus

Саркофаг кота наследного принца Тутмоса, старшего сына Аменхотепа III и царицы Тийе.

По сюжету рассказа в город Ултар, что за рекой Скай, прибывают странные люди на фургонах. Они напоминают цыган, поскольку в старину считалось, что именно цыгане – потомки древних египтян. Среди них был мальчик-сирота с маленьким котенком, который был его единственной отрадой. К сожалению, в городе жила пожилая пара, которая ненавидела кошек и жестоко расправлялась с ними. И однажды котенок исчез. Жители города полушепотом сообщили мальчику о судьбе его любимца. И тогда мальчик в отчаянии произнес молитву неведомым богам. Слова возносились к небу, и облака начали принимать силуэты невиданных существ… В ту ночь возле дома живодеров собрались все кошки города. Их хозяева переживали по поводу отсутствия своих любимцев. Но поутру все кошки вернулись – сытые и довольные, а пожилую пару больше никто не видел. И лишь спустя некоторое время представители власти обнаружили обглоданные скелеты кошачьих мучителей…

Рассказ читается на одном дыхании, оставляя приятный осадок от мысли, что у наших котеек могут быть незримые защитники. Этого так не хватает, когда в очередной раз приходится читать о жестоком обращении людей с котейками. А с кошками Ултара мы еще встретимся в рассказе «В поисках неведомого Кадата». Они помогут главному герою, перемещаясь без усилий между мирами – видимым и невидимым, – ведь кошки спят большую часть своей жизни, заглядывая в такие уголки мира снов, куда люди зайти не решаются.

Обсудить статью можно в моем телеграм-канале. Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.

 

Поделиться: