Читательский дневник

Экспансия (сериал, 2015-2022)

The ExpanseПро название

Слово «Expanse» согласно словарю Коллинза имеет два значения:

  1. Открытое пространство, простор, нечто простирающееся на большую площадь.
  2. Экспансия, расширение ч.-л.

В нашем переводе сериал получил название «Пространство», и ошибки здесь никакой нет, но следует понимать, что имеет место игра слов. Вернее, в одно слово вкладывается два значения. С одной стороны человечество вырвалось на космический простор, и в то же время расширяет свои владения, то есть осуществляет экспансию. В том числе и за пределами Солнечной системы в последних сезонах. Одно слово, два значения. Но мне всё же нравится именно «Экспансия», а не «Пространство», поскольку события, описываемые в сериале, и потрясения, которые случились в человеческом обществе, связаны именно с открытием быстрого способа путешествия между звёзд в виде Кольца. И это знаменует начало межзвёздной экспансии человечества.

Сюжет

Основная сюжетная линия вращается вокруг протомолекулы – вещества, или некоего квази-живого механизма, который питается энергией радиоактивного распада, поглощает живую материю, разбирая её на кирпичики, и преобразует окружающую среду в соответствии со своими планами (или программой) для достижения неведомых целей. Промежуточную часть плана в виде Кольца, позволяющего путешествовать между звёзд, протомолекула людям продемонстрировала, но остальное осталось загадкой, по крайней мере в сериале. Хочется надеяться, что в первоисточнике – серии книг Даниэля Абрахама и Тая Френка, которые пишут под псевдонимом Джеймс Кори – эта тема раскрыта более полно. Протомолекулу люди пытались использовать в качестве биологического оружия, но все попытки обуздать инопланетную технологию обернулись трагедиями.

Eros interior after its infestation with protomolecule

Так выглядели коридоры Эроса после заражения протомолекулой

Это столкновение с неизвестным происходит на фоне обычной жизни человеческого общества, полного противоречий, конфликтов и интриг. В Солнечной системе на момент начала описываемых событий существует вооруженный паритет между демократической Землёй и милитаристским Марсом. Паритет вскоре превращается в холодную войну, а через пару сезонов и в горячую с подачи отдельных личностей среди элит обоих государств. Кроме них существует бедное население Астероидного пояса, которое страдает от притеснений Земли и Марса и является аналогом современных стран третьего мира. Естественно, что в поселениях Пояса процветают радикальные террористические группировки, жители Пояса ненавидят землян и марсиан чуть ли не с детства, а пиратство становится вполне приемлемой альтернативой на фоне безысходной жизни где-нибудь на Церере.

В этой сложной военно-политической ситуации всегда находятся люди, желающие поймать рыбку в мутной воде (высокопоставленный чиновник ООН Садавир Эрринрайт и глава корпорации «Протоген» Жюль-Пьер Мао). И не менее часто в центре бури оказываются те, кто никогда не собирался лезть в политику или становиться лидером. Таким человеком – и главным героем сериала – становится Джеймс Холден (James Holden), который в результате цепочки невероятных случайностей становится капитаном угнанного у марсиан корабля и вместе со своей командой из четырёх человек, включая его самого, бросается в пучину исторических событий, изменивших весь расклад сил в Солнечной системе.

Пересказывать сюжет нескольких сезонов – дело неблагодарное. Сериалы тем и отличаются от полнометражных фильмов, что их надо смотреть и проживать все острые и волнующие моменты вместе с персонажами. В двух-трёх словах и не расскажешь, что к чему. Надо смотреть.

Интересные моменты

Схожесть с мультсериалом «Exo-squad»

После просмотра первой серии «Экспансии» меня не покидало чувство, что где-то я уже видел что-то подобное. Причем не в плане сюжета или событий, а именно с точки зрения эстетики. И точно! В 90-е годы по телевизору показывали мультсериал «Exo-Squad» (в нашем прокате он назывался «Космические спасатели лейтенанта Марша»), где события также разворачивались в пределах Солнечной системы. Вроде и разные произведения, и сюжет иной, а вот атмосфера одна и та же.

Прически персонажей, государственное устройство, внешний вид городов, пираты на внешних планетах, настырный журналист с левитирующей камерой, большая роль стелс-технологий в космических боях, инопланетные структуры на Марсе, напоминающие постройки протомолекулы, силовая броня десантников – все так или иначе имеет аналоги в «Экспансии». Даже сцена с засадой пиратов на транспортнике в первой серии напоминает то, как «Кентрберри» попал в ловушку. А Джонас Симбака и Клэс Ашфорд имеют что-то неуловимо общее во внешности и поведении. Хотя, казалось бы, совершенно разные персонажи, да и лицом не похожи, а вот что-то общее есть…

Такое ощущение, что создатели фильма (да и авторы книг) в детстве смотрели «Exo-Squad» и он оказал определенное влияние на их творчество. Я бы даже назвал это английским словом «tribute», то есть некая дань уважения детскому мультсериалу, который «во взрослом прочтении» превратился в «Экспансию».

Описание последствий недостаточной силы тяжести

В фантастической литературе при описании колонизации космического пространства или других планет, как правило, упускается такой важный момент как приспособление человека к окружающей среде. Сериал «Экспансия» выгодно отличается от аналогичных произведений тем, что показывает последствия колонизации Марса или астероидов для человека в плане физиологии. Уже сейчас понятно, что дети, рожденные в условиях Марса или спутников внешних планет, будут отличаться от своих земных собратьев. Низкая гравитация влияет на кости скелета, которые становятся более хрупкими. Мышцы тела, в том числе и гладкая мускулатура, отвыкают от земных нагрузок и воспринимают нормальную силу тяжести как перегрузку. Состояние Наоми на Иллусе может служить иллюстрацией этого. Да и одна из первых сцен сериала демонстрирует жителя Пояса, который не может стоять на ногах в условиях земной силы тяжести – это для него настоящая пытка.

The Expanse - Gravity torture

Пытка силой тяжести — житель Пояса висит на крюках, поскольку не может удерживать свой вес в условиях земной гравитации.

Также показаны изменения в фенотипе астеров. Например, жрица любви на Церере очень высокая и непропорционально худая. В последующих сезонах это уже не было так заметно среди персонажей (Марко Инарос с сыном вполне себе нормальные по телосложению), но тем не менее, авторы хотя бы попытались указать эту проблему.

Корабль поколений

Космос огромен. Настолько огромен, что даже световой волне приходится лететь в пустоте более четырёх лет, чтобы достичь Проксимы Центавра – ближайшей к Солнечной системе звезды. В фантастике мы привыкли воспринимать как должное перемещения между звездами за приемлемое с точки зрения человека время. Различные гиперпрыжки, кротовые норы и пространства иных размерностей приходят на помощь пилотам кораблей будущего, чтобы построить межзвездные государства. Но на современном этапе развития науки и техники всё это остаётся лишь на страницах книг.

А вот корабль поколений – это вполне реалистичный проект при использовании соответствующей двигательной установки. Он разгоняется до скоростей, сравнимых со скоростью света, и преодолевает чудовищные межзвёздные расстояния за десятки, а то и сотни лет. Это большой космический аппарат, сопоставимый по размеру с небольшим городом, на котором могут поместиться десятки, а то и сотни тысяч людей, готовых купить билет в один конец. Причем в буквальном смысле. Когда корабль достигнет цели, на нём не останется никого, кто составлял первоначальный экипаж. На борту будут их потомки. Потому и называется такой ковчег – «корабль поколений».

Можно, конечно, всех заморозить в криогенных капсулах, как в к/ф «Пассажиры» (2016) или отправить к звездам подростков как в отечественном к/ф «Москва-Кассиопея» (1973). Но классический звездолёт подобного типа предполагает жизнь двух-трёх поколений людей в ограниченных условиях автономного города, летящего среди бескрайней пустоты. Кто согласится на такие испытания с сомнительным результатом, но гарантированными лишениями?

Только различные сектанты, идеологические фанатики и религиозные фундаменталисты, чей огонь веры порой затмевает разум, но делает человека бесстрашным перед лицом опасностей космоса.

Поэтому неудивительно, что в сериале подобный корабль поколений строят мормоны. Огромная бочка, построенная по принципу станции О’Нила, вращается вокруг своей оси с целью создания искусственной силы тяжести на борту и передвигается с помощью мощных двигателей, расположенных на корме судна. Это полный аналог станции «Вавилон 4», хотя и более скромный по размеру.

Те, кто хоть немного в теме, с ходу поймут образы из мормонской мифологии, использованные в сериале. На носу корабля установлена статуя ангела с трубой. Это Мороний – последний нефийский пророк и полководец, который согласно «Книге Мормона» жил в Северной Америке на рубеже IV-V вв. Название корабля – «Наву» (Nauvoo) – напоминает нам о городке в штате Иллинойс, где мормоны жили в начале XIX в. Сами последователи Джозефа Смита, отправляющиеся к далёким мирам, – это аллегория переселенцев из Иерусалима, которые отправились в Америку, т.е. «землю обетованную», где позднее разделились на нефийцев и ламанийцев. Да и попытка создать в космосе новый Солт-Лейк-Сити тоже вполне может быть.

Но так или иначе, им это сделать не удалось. Вначале Фред Джонсон экспроприировал корабль в пользу трудящихся Пояса, чтобы использовать его в качестве тарана для Эроса, а затем и вовсе корабль превратили в транзитную станцию «Медина», расположенную на перекрестке межзвездных маршрутов в пространстве внутри Кольца. Вращающийся цилиндр, через который ежедневно проходит поток людей, грузов и финансов – это аналог «Вавилона 5», да и Камина Драммер чем-то напоминает одновременно и Лорел Такашиму и Сьюзан Иванову.

The Expanse - Nauvoo ship

Корабль поколений «Наву» и станция «Тихо»

Яркие персонажи

Вообще, в читательских дневниках принято расписывать всех действующих лиц произведения. Но для этого у нас есть Википедия, поэтому я отмечу только тех персонажей, которые оставили заметный след в памяти после просмотра сериала.

Крисьен Авасарала (Chrisjen Avasarala)

Шикарная женщина, чья мудрость, проницательность и способность плести интриги ничем не уступают аналогичным качествам Деленн («Вавилон 5»), а роскошные наряды легко вызовут зависть даже у Хюррем Султан («Великолепный век»). Мужественная и смелая дама, которая ругается как пират и не боится принимать на себя ответственность за тяжелые решения и вынужденные приказы. Её роль исполнила актриса иранского происхождения Шохре Агдашлу (Shohreh Aghdashloo), хотя персонаж, безусловно, связан с Индией.

Клэс Эшфорд (Klaes Ashford)

Если же говорит о настоящих пиратах будущего, то Клэс Эшфорд – это эталонный образец космического рейдера. Седой, с аккуратной бородкой, покрытый шрамами и умудрённый опытом, он неспешно, с достоинством и солидной неторопливостью, решает боевые задачи. Неподражаемый голос с хрипотцой запоминается с его первого появления в кадре, и мало-помалу, от серии к серии, ты начинаешь ждать его появления на экране. В отличие от довольно неприятного Андерсона Доуза или хитрого и, что называется «себе на уме», Фреда Джонсона, Клэс сразу же вызывает у зрителя симпатию, и в десятой серии четвертого сезона, когда он погибает от рук выскочки Инароса, на глаза невольно наворачиваются слёзы. С таким капитаном можно отправиться хоть на край света. Его роль исполнил замечательный актёр Дэвид Стрэтэйрн (David Strathairn), известный мне по фильму «Интервью с Богом» (2018). Тоже, кстати, советую посмотреть.

Камина Драммер (Camina Drummer)

Если Клэс Эшфорд – образец космического пирата, то Камина Драммер – его женская ипостась. Резкая, вспыльчивая, яркая и при этом невероятно красивая. Эта не та красота, которую мы видим в глянцевых журналах или на конкурсах красоты, а неподдельная первобытная притягательность пантеры, грациозной, шикарной и при этом опасной. Камина словно дикая кошка, которую одновременно хочется погладить и приласкать, но при этом получить болезненный кусь. Актриса Кара Джи (Cara Gee) создала на экране удивительный образ женщины, в которую можно влюбиться с первого взгляда.

Роберта «Бобби» Дрейпер (Roberta «Bobbie» W. Draper)

Бой-баба, причём в самом буквальном понимании – сержант космической пехоты Марса, крепкая, мускулистая, готовая раскидать противников голыми руками. В экзоскелете представляет собой настоящий танк, способный проломить оборону противника. Если бы Пол Верхувен как следует снимал «Звездный десант» (в соответствии с задумкой Роберта Хайнлайна), то именно так бы выглядели космические пехотинцы Федерации. Клановские элементалы из серии BattleTech, солдаты терран из «StarCraft», десантники из «Exo-Squad» – Бобби заняла бы среди них достойное место и надрала им пятую точку при желании. Образ боевой марсианки получился очень цельным. Её предала элита родной планеты и вышестоящие командиры, но она остаётся верной самой себе, а в эпоху перемен это самое главное.

Марко Инарос (Marco Inaros)

Похожий на молодого солиста группы «Modern Talking» Томаса Андерса харизматичный пират. Умудрился поставить на уши всю Солнечную систему в последних сезонах сериала и бесславно погиб при переходе через Кольцо. Бывший муж Наоми, отец её ребенка. Красавчик, но явно двинутый на голову. Имеет необычную манеру речи с резкими переходами тона от высокого к низкому и обратно. Слушаешь и невольно ей очаровываешься. Играет роль этого отчаянного злодея канадский актёр персидского происхождения Кеон Александер (Keon Alexander).

Первоисточник

В основу сериала лег одноименный цикл книг, написанный Джеймсом Кори, под именем которого скрываются американские писатели Даниэль Абрахам и Тай Френк. В оригинале я до них пока еще не добрался, но читал в переводе четыре первые книги. Честно скажу, очень и очень слабо. Один из тех случаев, когда экранизация лучше первоисточника. Нет описаний, многие события показаны скомкано и в некоторых местах складывается ощущение, будто действие происходит ради действия без раскрытия мотивов и причин.

Однако я воздержусь от окончательного вердикта в отношении книг пока не прочитаю их в оригинале. Уже не раз убеждался в том, что корявый перевод может убить всю красоту книги и замысел автора, если сделан из-под топора и без любви к переводимому материалу. Поэтому в течение лета-осени этого года я постараюсь прочитать все книги серии и разместить отдельные статьи для каждой из них.

Только тогда можно будет судить о качестве первоисточника.

Список произведений вселенной «Экспансии»

Романы

1. Пробуждение Левиафана (Leviathan Wakes).

2. Война Калибана (Caliban’s War).

3. Врата Абаддона (Abaddon’s Gate).

4. Пожар Сиболы (Cibola Burn).

5. Игры Немезиды (Nemesis Games).

6. Пепел Вавилона (Babylon’s Ashes).

7. Восстание Персеполиса (Persepolis Rising).

8. Гнев Тиамат (Tiamat’s Wrath).

9. Падение Левиафана (Leviathan Falls).

Повести

1. Боги риска (Gods of Risk).

2. Маслобойка (The Churn).

3. Живая бездна (The Vital Abyss).

Рассказы

1. Мясник станции Андерсон (The Butcher of Anderson Station).

2. Двигатель (Drive).

3. Голод, когда ты сыт (The Hunger After You’re Fed).

4. Последний полёт Кассандры (The Last Flight of the Cassandra).

5. Странные Псы (Strange Dogs).

6. Оберон (Auberon).

По мере прочтения буду заполнять этот список впечатлениями.

Сильные стороны

1. Реалистичность вселенной с точки зрения физики. Это просто песня и бальзам на душу для любителя «твёрдой» фантастики. Понятно, что есть совсем уж фантастические допущения относительно нарушения физических законов протомолекулой или появление Кольца как способа перемещаться между звездами, и о них еще пойдёт речь как о слабых сторонах сериала, но в целом авторы стараются придерживаться современного взгляда на космические полёты.

К примеру, расположение палуб на кораблях напоминает этажи высотного здания, а не компоновку надводных кораблей. Иными словами, нос корабля – это верх, а корма – низ, и выражение «спуститься в грузовой отсек» можно понимать буквально. Это сделано для того, чтобы экипаж не пребывал все время полёта в невесомости со всеми вытекающими последствиями для организма и бытовыми неудобствами. Первую половину пути корабль разгоняется, а другую половину тормозит, повернувшись кормой к пункту назначения. Возникающее при этом ускорение создает комфортную силу тяжести для человека, что позволяет избавиться от вращающихся секций (см. тот же «Вавилон 5») или гипотетических генераторов гравитационного поля (неизвестно еще, получится ли такие создать).

Космические бои весьма зрелищные и относительно правдивые. Корабли не закладывают виражи подобно атмосферным самолётам, а ведут встречный бой, который заканчивается в течение нескольких минут. Подобно рыцарям на турнире корабли сближаются, обмениваются залпами ракет и, если ракеты не достигли цели, обстреливают друг друга оружием ближнего боя (теми же рельсотронами). Отдельного внимания заслуживают аналог ПВО – противоракетные пушки (PDC), которые сбивают ракеты и торпеды на подлёте к цели. Правда, непонятно, почему используются кинетические снаряды, а не скорострельные импульсные лазеры (последние в космосе были бы очень эффективны против ракет, учитывая наличие мощного источника питания в виде реактора), но очереди трассирующих зарядов, разворачивающиеся веерами в темноте космоса, тоже смотрятся весьма эпично. Кстати, если уж речь зашла о рельсотронах, то в сюжете даже обыграна отдача от такой пушки, которая помогла в какой-то степени стабилизировать орбиту «Росинанта» и прицепленной к нему тросом «Барбапикколы» вблизи планеты Иллус.

Это только самые яркие моменты в сериале, а вообще можно отметить множество мелочей, которые создают действительно реалистичную атмосферу времён освоения космического пространства. Это и магнитные ботинки (как в «Королеве Солнца» Андрэ Нортон), и силовая броня у марсианских пехотинцев с джетпаком и встроенным в «руки» стрелковым оружием, и челноки на химических двигателях (в ближайшем будущем вряд ли создадут технологию, сравнимую по эффективности с химическими двигателями, для выхода из гравитационного колодца), и задержку связи из-за конечной скорости распространения электромагнитной волны (никаких переговоров в реальном времени) и т.п. Вплоть до демонстрации эффекта Кориолиса при наливании виски на Церере или медленного наполнения бокала спиртосодержащей жидкостью на Луне.

Всё так, как должно быть в хорошей и качественной фантастике.

2. Все герои сериала растут и развиваются. Как сказал один известный волшебник: «…если вернёшься, прежним ты уже не будешь». Нельзя отправиться навстречу приключениям или побывать в жерновах истории и при этом ожидать, что всё вернётся на круги своя. Зубную пасту невозможно затолкать обратно в тюбик. И герои, оказавшиеся волей судьбы на краю гибели, меняются. Нет ни одного более-менее значимого персонажа в сериале, кто бы не изменился с момента своего первого появления на экране. Они прошли сложный, полный потерь и скорбей путь и стали лучшей версией самих себя.

Джеймс Холден вырос со старшего помощника на ледовозе до одного из влиятельных людей Солнечной системы, набираясь попутно мудрости и знаний. Камина Драммер из старшего офицера станции «Тихо» добралась до должности руководителя логистической организации общечеловеческого уровня. Ботаник Праксидис из тихого забитого садовника превратился в уверенного в себе мужчину, готового постоять за себя и свою дочь. Кларисса Мао оставила свою одержимость местью и стала членом команды «Росинанта». Даже сын Наоми, Филип, принял решение покинуть своего безумного отца и тем самым сохранил себе жизнь. Перечислять можно почти всех, и это хорошо, когда персонажи меняются. Ни одно опасное приключение не оставляет человека нетронутым, даже если внешне изменения не заметны.

Слабые стороны

1. Вся сюжетная линия с протомолекулой. Понятно, что люди столкнулись с какими-то технологиями древних цивилизаций, для которых люди находятся в лучшем случае где-то на уровне грызунов. Но дело в том, что наша Вселенная обладает рядом жёстких параметров, которые нельзя взять и изменить произвольным образом, какой бы технологический уровень ни был у цивилизации. Если существо или объект материально, плотно и трехмерно, значит на него распространяются все физические законы, присутствующие в нашей Вселенной (или по крайней мере в нашей Метагалактике). Например, фокусы зараженного Эроса с инерцией или резкой сменой курса выглядят крайне неприятно.

Это напоминает резкие манёвры НЛО или иных уфологических объектов. Но если авторы пытались использовать характеристики НЛО для обоснования чужеродности протомолекулы, то получилось мягко говоря не очень. Мы не знаем, материальны ли НЛО и уфонавты в привычном понимании – многие исследователи феномена НЛО вообще утверждают, что пришельцы имеют потустороннюю или демоническую природу. А вот протомолекула вполне материальна и более того, может быть исследована с помощью имеющихся в распоряжении человечества методик и инструментов. Понятно, что достаточно развитая технология неотличима от магии, но не до такой же степени…

В итоге история с протомолекулой сошла на нет, оказавшись затертой политическими интригами и войнами. Надо однозначно читать книги цикла, чтобы разобраться во всех нюансах, но в сериале авторы остановились только на странных событиях, которые происходят на Лаконии и намекнули на древнюю войну, которую вели создатели протомолекулы с какими-то иными силами. Интересно? Да! Загадочно? Очень! Что и подогревает интерес к сериалу в первых сезонах. Но раскрыта ли тема? Нет!

2. ЛГБТ-повесточка. Сериал представляет собой образец современной западной идеологии, где гомосексуальность считается нормой. Из-за этого несколько сцен просто невозможно смотреть. Личная жизнь потому и зовётся личной, что каждый решает, с кем, как и где. Но есть определенные стандарты «нормальности», и вытаскивать подробности нетрадиционной интимной жизни на экраны или страницы книг совершенно недопустимо. Меньшинства не должны навязывать своё мнение и картину мира большинству, причём не только в плане сексуальных предпочтений, но и в других сферах жизни. Диктатура большинства – основа миропорядка, а когда различные меньшинства начинают заявлять о своих правах, начинается хаос. Об этом еще Рэй Брэдбери писал в послесловии к своему роману «451 градуса по Фаренгейту»…

…мы живём в безумном мире, и он станет ещё безумнее, если мы позволим меньшинствам <…> вмешиваться в эстетику»
[с.314; 451 градуса по Фаренгейту.  — М.:«Издательство «Э», 2017 г., пер. Бабенко В.Т.]

Можно было ограничиться намёками на ориентацию персонажей, а не создавать целую сцену разговора Анны Володовой со своей… гм… партнёршей или не менее противную сцену лобызания Камины Драммер с какой-то пираткой из команды. Я уж не говорю про двух стариков весьма неприглядного вида, один из которых был послом Земли на Марсе и покончил жизнь самоубийством после «хода конём», сделанного Крисьен Авасаралой.

С Анной Володовой вообще получилась интересная ситуация. С одной стороны в прошлом она политическая активистка, с другой – пастор методической церкви да еще с «русским» именем и фамилией. Что это? Намёк на «правильных» русских, которые должны бузить на митингах, иметь партнёра того же пола и впоследствии разрушать религиозное сознание человека? Именно такими хотел бы нас видеть «просвещенный» Запад? Но Боже упаси, идти к такому пастору! Как тут не вспомнить строки из Библии: «Были и лжепророки в народе, как и между вами будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергая и искупившего их Владыку, наводя на себя самих скорую гибель. И многие последуют их распутству, и через них путь истины будет в поношении» (2Пет. 2:1-2).

В общем, «Экспансия» в этом плане переплюнула даже «Игру престолов». В последней хоть была какая-то мораль, и все представители сексуальных меньшинств или сторонники запретной любви просто не дожили до финала. А тут они показаны положительными персонажами, и волей-неволей начинаешь им симпатизировать. И это, безусловно, плохо.

3. Акцент на личном в противовес эпичному. Что это за возврат к проблемам маленького человека? То, что для бытовой прозы норма, в фантастике выглядит по меньшей мере глупо. Семейные проблемы знакомы каждому из нас, а вот побывать в центре важных политических событий и остаться при этом с головой на плечах дано далеко не всем. Мы любим и смотрим фантастику как раз для того, чтобы проникнуться эпичностью событий, окунуться в события исторического масштаба, а не слушать нытьё персонажей. Этого и так хватает в реальной жизни.

Например, совершенно убила сцена с Анной Володовой, где она получает письмо из дома, в котором её партнерша Намоно говорит, что скучает по Анне и ждёт, чтобы она все бросила и поскорее вернулась домой (3 сезон, 7 серия). Что это? Тут события мирового уровня, загадочное кольцо инопланетного происхождения и война. Ставки достигают запредельного уровня, Анна находится в центре этого водоворота, и тут такой звонок из дома – бросай всё и езжай домой, нам без тебя плохо. Мышление Намоно на уровне провинциальной дурнушки из какой-то глубинки, которая не понимает ни важности момента, ни простого принципа, озвученного в той же «Игре престолов» – хочешь играешь в высшей лиге, будь готов в случае проигрыша вернуться домой на щите. Нельзя участвовать в большой политике и пытаться жить тихой жизнью обычного человека. И близкие должны это понимать, и быть опорой и поддержкой, а не камнем на шее.

Или попытки Наоми достучаться до своего сына, которые длились весь пятый сезон. Так бездарно потратить экранное время еще надо умудриться. Как можно ожидать от взрослого сына, выросшего вместе с отцом, что он вот так просто возьмёт предложенный корабль и полетит непонятно куда с объявившейся спустя много лет матерью, которая не принимала участие в его воспитании? Понятно, что Наоми не виновата в случившемся, и в данной ситуации она безусловная жертва, но надо же хоть немного понимать простой факт – она для Филипа абсолютно чужой человек. Он станет «своим» лишь спустя определенное время, а не за две-три встречи. И эту тягомотину растянули на весь пятый сезон. Честное слово, лучше бы развили историю с Алексом Камалом и его семьей. Чтобы хоть перед смертью он примирился с женой и нашёл общий язык с сыном.

4. Мелкие недостатки

  • Перенаселение. Согласно сериалу на Земле проживает около 30 млрд. человек, а на Марсе – 9 миллиардов. Если в случае с Землей в это хоть как-то можно поверить (подводные или надводные города, мегаполисы, раскинувшиеся на всем восточном побережье США и т.п.), то на Марсе вряд ли поселится такое количество людей. Ютиться под куполами или в подземных городах? Такое себе удовольствие, даже если необходимость заставит переселяться куда-то с Земли. Марс – не самый дружелюбный мир. «Он сухой, уродливый, и там совершенно нечего делать», как когда-то сказала Лори Куйэд в известном фильме «Вспомнить всё».
  • Гул работы двигателей в космическом пространстве. Звук, конечно, басовитый и приятный, но не распространяются звуковые волны в космосе. От слова совсем. В сцене с казнью Клэса Эшфорда это показано чётко. Он поет прощальную песнь, и пока воздух в шлюзе есть, его слышно. Уходит воздух, и Клэс только открывает рот. Звука нет. Но при этом гул двигателей и выстрелы орудий в других сценах слышны. Явный недочёт.

Итог

Сериал в целом очень хороший. Герои вызывают симпатию, и даже злодеи имеют мотивацию своих действий. Достаточно реалистично показаны космические сражения и быт на корабле. Много информации о Земле будущего, о том, какие царят там нравы (от лица Бобби, сбежавшей из посольства) и чем дышат простые люди (вся сюжетная арка с возвращением Амоса в Бостон). Жаль только, что изо всех щелей выглядывает западная повестка, начиная с однополых отношений и заканчивая дурацким обвинением актёра Каса Анвара (исполнителя роли Алекса Камала) в «sexual harassment» фанаток.

 

Обсудить статью можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

 

Поделиться: