Читательский дневник

След памяти (Кейт Лаумер, 1963)

Trace of Memore (cover)

Издание 1993 г. (Рипол/Джокер)
Художник: С.П. Атрошенко

Сюжет

Искатель удачи и бродяга по имени Легион собирается ограбить магазин в одном из городков Флориды, но его задерживает местный полицейский. От неприятностей его спасает некий мистер Фостер, который ищет спутника для участия в каком-то авантюрном мероприятии. Оказывается, этот Фостер – очень состоятельный человек, но страдает от странной формы амнезии. Он показывает Легиону загадочный дневник, который велся на протяжении двух столетий. Часть дневника написана на английском (небольшая), часть на странном языке, а на обложке книжицы изображены два концентрических кольца. Более того, существуют официальные свидетельства, что фактический возраст Фостера не совпадает с биологическим. Словно Дункан Маклауд он живет намного дольше, чем это положено людям. Однако его преследует нечто, что пахнет серой и вызывает чувство панического ужаса.

Легион остается в доме Фостера, а ночью решает бежать. Однако странное свечение вокруг дома и загадочные огни в подвале не позволяют ему этого сделать. Он будит Фостера, и они без оглядки бегут из города. По дороге Фостер стремительно стареет, а затем погружается в странный сон. Они останавливаются в мотеле. Из утренней газеты Легион узнает, что полиция совершила налет на дом Фостера и изъяла большое количество стрелкового оружия, а он сам объявлен в розыск. Легион требует объяснений, но Фостер, очнувшись ото сна, ничего не помнит – ни своей фамилии, ни своего прошлого, ни события прошлой ночи. Более того, он выглядит моложе лет на тридцать. Они покидают мотель и отправляются в бега. В каком-то клоповнике они внимательно изучают дневник и находят сведения о том, что ранее Фостер жил в Великобритании и был вынужден бежать в Америку от неких Охотников, чье гнездовище находится «на равнине к западу от Великого Мелового Лица». С помощью имеющихся под рукой карт они определяют это место как Стоунхендж. Полагая, что там находятся ответы на все вопросы, да и просто потому, что идти больше некуда, они отправляются в Старый Свет.

В забегаловке «Древний грешник», расположенной недалеко от Стоунхенджа, с помощью звонких монет и доброго слова они убеждают ее хозяина показать место, где его далекий предок нашел скелет с перстнем, на который был нанесен знак из двух концентрических колец как на дневнике Фостера. Под покровом темноты они пробираются к древним мегалитам, но неожиданно из-под земли вырываются светящиеся шары, которые атакуют Фостера. Трактирщик бежит, Легион разгоняет шары лучом фонарика, а Фостер обнаруживает вход в какое-то подземелье. Они спускаются вниз и обнаруживают высокотехнологичный узел связи. Нажав на пресловутую красную кнопку, они вызывают посадочную капсулу с какого-то древнего космического корабля, который находится на высокой орбите. Капсула, словно классическое НЛО, совершает мягкую посадку в центр Стоунхенджа. В этот момент истребители Королевских ВВС наносят по ней удар ракетами. Чудом оставшись в живых, Легион и Фостер забираются в неуязвимую для земного оружия капсулу и стартуют к звездолету.

Корабль поражает своими размерами, внутренней отделкой и пустотой. Никого на борту нет кроме скелетов. В корабельной  библиотеке Легион изучает возможности «штырей памяти», а Фостер находит воспоминания о том, кем он является на самом деле. Его имя – Кулклан (Qulqlan), а звездолет прибыл с Валлона – планеты, где живут бессмертные. Почему его оставили на Земле, а на пустующем звездолете только мертвецы и следы давней схватки – неясно. Для решения этой загадки Фостер/Кулклан отправляется на Валлон, а Легион, понимая, что с помощью инопланетных знаний и технологий он сможет наконец-таки наладить свою жизнь, возвращается на Землю.

В течение трех лет Легион конвертировал информацию с корабля в суммы со многими нулями и купил себе небольшой остров у побережья Перу. Однако насладиться богатством ему не дали. Однажды на закате к его острову причалил катер с американскими военными и официальными лицами. Оказалось, спецслужбы уже давно ведут за ним слежку. Все эти красочные фильмы о прошлом Земли, изобретения на основе неизвестных технологий, неожиданные патенты – все, что принесло Легиону сверхдоходы, стало объектом внимания со стороны  ЦРУ. Им не составило труда выйти на Легиона, несмотря на все меры предосторожности. В принципе, он ожидал чего-то подобного, но вот появление русской подводной лодки стало настоящей неожиданностью. Советский Союз тоже желал заполучить Легиона и высадил на острове десант. Воспользовавшись суматохой, Легион покинул остров и, преодолев вплавь 15 миль, добрался до материка. Однако там его и сцапали.

В ходе допросов с применением наркотиков, будучи в бессознательном состоянии, Легион пытался говорить с агентами спецслужб на валлонском языке и никаких тайн не выдал. Используя серу со спичечных головок, он умудрился сломать окно из небьющегося стекла и выбраться наружу. Тонкий контроль над организмом, полученный с помощью инопланетных знаний, позволил ему одолеть подъем по фасаду здания до самой крыши. Незаметно он добрался до деревни Итценка, где была спрятана посадочная капсула. Там к нему прибилась кошечка, которая стала его спутником в дальнейших приключениях. Земные спецслужбы не оставили бы Легиона в покое, поэтому оставался один лишь только путь – к звездам.

Межзвездное путешествие прошло без приключений, но на Валлоне Легиона ждало разочарование. Планета откатилась во времена варварства, а он сам (взявший перед высадкой имя Дргон) попал в рабство. В течение нескольких недель Легион был вынужден приспосабливаться и нашел свое место в замке Рат-Гальон (Rath-Gallion) в качестве музыканта, где постепенно занял вполне сносное положение. Через несколько месяцев вместе со своим хозяином (доменьером по имени Гоп) и его свитой они отправились в более крупное поселение Бар-Пандерон (Bar-Ponderone). Там, в ходе обычной в общем-то потасовки, погиб его товарищ Кагу, и Легион пытается убедить местных крепких ребят поднять восстание, чтобы вернуть Валлону былое величие. Тогда же он узнает о том, что все ниточки ведут к великому доменьеру по имени Оммодурад (Ommodurad), живущему в Сапфировом Дворце у Мелкоморья. Легион принимает решение вызвать одного из местных доменьеров, Куохи (Qohey), на бой, чтобы начать продвижение по карьере владельцев доменов, но его опережает незнакомец, который вызывает Квохи на бой. К удивлению Легиона этим неизвестным оказался Фостер. Впрочем, Квохи и не думал играть по правилам. Его люди натянули тончайшую проволоку на ринге, и Фостер проиграл. Легион хотел было возмущаться, но его огрели по голове дубиной и упрятали в каменный мешок.

На Валлоне не принято убивать людей. Это просто не нужно, поскольку трансформация (процесс омоложения тела) связано с разрушением старой личности. Тело обновляется, и человек фактически начинает новую жизнь (аналог реинкарнации по сути).

В этом мире без смерти отнять человеческую жизнь считалось немыслимым преступлением, поскольку ты лишал человека не одной, а многих жизней.

Поэтому преступников замуровывали в каменных саркофагах и держали на хлебе и воды, чтобы они быстрее состарились и поскорее пережили процесс трансформации. Однако Легион был с Земли, и смерть для него была реальностью, а не просто стиранием памяти и жизнью в новом качестве. На помощь пришла кошечка Итценка, которая нашла своего хозяина спустя много месяцев после того как его схватили в космопорту. По пути на Валлон Легион изготовил для нее ошейник из прочного материала каффита, который сейчас очень пригодился. Он расколупал еще не застывший раствор с помощью этого ошейника и выбрался на свободу.

Переманив на свою сторону бойцов доменьера, он ворвался к нему в спальню и после непродолжительного мордобоя установил свою власть. Однако Фостера в замке не было. Квохи отослал его к самому Оммодураду. Туда и направился Легион со своими бойцами. Он встретился с великим доменьером, засвидетельствовал свое почтение и остался со своими бойцами ночевать. Однако, пока все спали, он отправился на прогулку по дворцу. В ходе поисков он нашел и Оммодурада, и Фостера. Стало ясно, что жить Фостеру осталось недолго, а все элементы паззла находились в далеком прошлом, когда Фостер прибыл на Землю. В поисках информации Легион использовал запись личности неизвестного человека, найденную на звездолете.

Оказалось, что у Фостера есть еще одно имя – Ртр (Rthr), и он был правителем Валлона. Но его предал близкий друг по имени Аммерлн, который жаждал власти, и именно его матрицу памяти сейчас использовал Легион. Много сотен лет назад Аммерлн погиб, не доведя дело до конца, и звездолет остался на орбите Земли, а Фостер, спасаясь от Охотников, высадился в Британии и стал жить в человеческом обществе. Теперь же Аммерлн воскрес к новой жизни в теле землянина. Он вытеснил личность Легиона (подробнее о такой ситуации можно прочесть в книге «Гостья» (Hostess) от Стефани Майер) и получил контроль над телом. В таком виде Аммерлн встретился с Оммодурадом, и стали известны все подробности государственного переворота многовековой давности. Стараниями Оммодурада Валлон превратился в варварский мир меча и магии, а люди забыли технологии сохранения личности. Он единолично правил планетой, пока на нее не вернулся Фостер, имевший ключ к хранилищу матриц памяти. В ходе стычки Аммерлн был тяжело ранен стилетом и исчез, оставив Легиона один на один с болью и холодом предстоящей смерти. А Фостер/Ртр вытащил из камня меч и принудил Оммодурада сдаться.

К сожалению, Легион погиб. Однако его друзьям удалось записать личность землянина на матрицу памяти. И когда Оммодурад прошел трансформацию, они записали личность Легиона в его тело. Так началась его новая жизнь…

Интересные моменты

Оригинальная переработка и переосмысление истории древней Англии

Многие англоязычные авторы вдохновляются сказаниями о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Это неотъемлемая часть культурного кода англо-саксонской культуры, также как для нас история Древней Руси. Кейт Лаумер развил эту идею и в итоге получился увлекательный гибрид фантастики и старинных легенд с разбросанными по тексту намеками на Артуриану.

Фостер после бегства со звездолета начал жить среди бриттов, которые переделали его трудновыговариваемое имя Rthr в «Arthur» (Артур).

Я построил великий город и пытался — по неопытности — преподать аристократии кодекс рыцарей Двумирья. Но хотя они все и собирались за круглым столом, подобно великому Совету Кольца в Окк-Хамилоте, им так и не удалось до конца усвоить мои уроки.

Напомнило декабристов, которые, прибыв в Сибирь, пытались построить привычную жизнь вокруг себя на новом месте и обучали грамоте местное население.

Имена и названия имеют аналоги в сказаниях о короле Артуре:
– Валлон (Vallon) – Авалон;
– Окк-Хамилот (Okk-Hamiloth) – Камелот;
– Ртр (Rthr) – Артур;
– Аммерлн (Ammaerln) – Мерлин;
– Оммодурад (Ommodurad) – Мордред;
– Гвенн (Gwenn) – сэр Гавейн.

Согласно легендам тело короля Артура отправилось на Авалон. В книге Фостер также отправился на Валлон, пусть и значительно позже битвы при Каммлане.

Не забыл автор и про Экскалибур. Образ меча в камне один из самых сильных, и пройти мимо него нельзя. Во время финальной битвы Фостер вынул меч из стены с эмблемой Двумирья, решив тем самым исход схватки.

Также автор связал воедино Артурианский цикл и Стоунхендж – древнее мегалитическое сооружение, расположенное на равнине Солсбери. По сюжету оно является посадочной площадкой для спускаемых аппаратов и представляет собой знак Двумирья – два концентрических круга.

Stonehenge

Стоунхендж
Автор: Владимир Повшенко
Источник: Zefirka.net

Уже многие годы ученые спорят о назначении этих мегалитов. Фостер объясняет Легиону, для чего он был построен:

Такие маяки разбросаны по всему космосу на тысячах планет <…> Это как буйки, отмечающие рифы. Указание пути в пустыне. Могут пройти века, прежде чем кто-нибудь вздумает заглянуть сюда. Тот факт, что вентиляционная шахта в Стоунхендже забилась землей еще в те времена, когда я впервые там приземлился, показывает, насколько редко посещают твой мир.

Историки относят время строительства Стоунхенджа к 1400 г. до н.э., а жизнь исторического короля Артура (его прототипа) к началу VI в. уже нашей эры. Поэтому можно считать, что первые разведчики Валлона прибыли на Землю за две тысячи лет до того как на их планете случился государственный переворот. За это время и сами каменные блоки могли покоситься и упасть, не говоря уже о шахте.

Бессмертие и устройства для записи личности и ее имплантации

Основой сюжета книги является бессмертие жителей Валлона, которое достигается путем трансформации (the Change), когда тело погружается в состояние, напоминающее летаргический сон, и происходят процессы омоложения. При этом старая личность умирает, а разум в обновленном теле готов к восприятию любой новой информации. Во время трансформации тело обновляется, возвращается к тому состоянию, которое обусловлено генетикой. По сути это «сброс до заводских настроек» в биологическом эквиваленте.

Мозг устает <…> Такова цена долгой жизни. Он должен обновить себя. Шок и лишения ускоряют приход трансформации. Я и так продержался много столетий. Я чувствую, что уже пришло время. Дома, на Валлоне, человек записывает память на внешний носитель и после трансформации использует этот «след памяти» в обновленном теле, восстанавливает себя целиком как личность.

Когда-то валлонцы тоже умирали от старости, но достижения науки и техники позволили создать вакцину, останавливающую процессы старения:

Естественная длительность человеческой жизни огромна. Вы же больны, и умираете молодыми.

Но, помимо накопления ошибок деления клеток, источник старости находится в мозгу человека. Если вернуть нервную систему в первоначальное состояние, это может запустить процессы омоложения:

Когда мозг обновляется, стирает шрамы прошедших лет, тело тоже восстанавливается. Кожа забывает все свои морщины, а мышцы – усталость. Они становятся такими же как прежде в молодости.

Давно замечено, что люди, которые молоды в душе, значительно меньше подвержены возрастным болезням. И наоборот, к тем, кто махнул на себя рукой, списал на свалку жизни, старость приходит быстрее и в более неприятных формах.

Но традиционный процесс восстановления памяти занимает слишком много времени и сил. Чтобы уменьшить до нуля срок реабилитации после трансформации, были придуманы специальные устройства, которые делали ментальный отпечаток (матрицу памяти) личности и записывали его на внешний носитель, сделанный в виде небольшого металлического цилиндра.

…устройство, похожее на зубоврачебное кресло. Над ним нависали металлические конструкции, похожие на лапы паука и несколько разноцветных линз. Тусклые серебристые цилиндры стояли в ряд на полке вдоль стены. Один такой же выступал из гнезда в боку устройства.

Когда Оммодурад пришел к власти, он запретил людям пользоваться этими устройствами, и после трансформации личность погибала. Человек начинал новую жизнь в совершенно ином качестве. В итоге эта же судьба постигла и его самого. Такая вот интересная трактовка реинкарнации без умирания физического тела.

Стержни памяти

В книге фигурируют носители информации со встроенным нейроинтерфейсом. Представляют собой штыри разных цветов, которые достаточно приложить к голове, чтобы погрузиться в виртуальную реальность:

Воздействие стержней было неотличимо от реальности. Даже сильнее. Все внимание жестко фокусировалось на одном-единственном предмете. Я сразу подумал о невероятных возможностях для развлечений. Можно охотиться на тигра, влететь на самолете в бушующее пламя, встретиться с чемпионом-тяжеловесом на ринге… Не говоря уже о более сильных ощущениях вроде страха или боли. Будут ли они такими же сильными как побуждение проверить какую-то-там-штуку или усилить свою неизвестно-какую-корковую-функцию.

Однако стержни таили в себе скрытую опасность. Если использовать их слишком часто, перегруженный мозг не справляется с поступающей информацией и стирает все начисто. Вообще, нет ничего удивительного в перегрузке нервной системы при работе с компьютерами. Порой после проведенного дня за экраном хочется просто лежать и ничего не делать, чтобы мозг просто отдыхал. Можно представить, что нейроинтерфейсы будут еще сильнее перегружать нейроны. В «Джонни Мнемонике» описывается синдром нервного истощения (NAS  – Nerve Attenuation Syndrome), который стал результатом регулярных перегрузок мозга обменом информации с компьютерами.

Охотники

Самые настоящие плазмоиды, которые, как правило, встречаются в уфологической литературе. Было очень необычно увидеть их в фантастике.

Представляют собой шары молочно-белого цвета, похожие на мыльные пузыри с фосфоресцирующим свечением. Объединяются в стаи и выглядят при этом как бурлящая масса. Они нематериальны в привычном нам понимании, а представляют собой видимый сгусток электромагнитного поля (как шаровая молния). Боятся света и легко разрушаются направленным пучком луча простого фонарика. Валлонцы применяют против них некий световой щит. Могут выдерживать космический вакуум и преодолевать космическое пространство. Так, Охотники, находившиеся на звездолете, добрались до Фостера, несмотря на то, что их разделяли километры безвоздушного пространства и толща земной атмосферы.

Пахнут серой, наводят помехи в радиоприемнике, заставляют слабо светиться лампочки накаливания и нарушают работу двигателей. Просачиваются сквозь пористые субстанции вроде почвы или камня. Могут выпить жизненную энергию человека, но в целом питаются электромагнитным излучением.

Как сказал Фостер, они в целом безобидны и используются на Валлоне в поисках беглецов от закона. Настроившись на конкретного человека, они начинают преследовать его и отмечают для последующего пленения.

Кафф

Дневник Фостера был изготовлен из каффа (khaff) – материала, который отличается чрезвычайной прочностью. Как обложка, так и страницы успешно сопротивлялись механическому воздействию. Да и ученые, которым Фостер отдавал дневник для изучения, не смогли взять образец, поскольку бумага не поддавалась растворителям.

…страницы, словно из тончайшей ткани, были непрозрачны и сплошь исписаны чрезвычайно мелким почерком на каком-то странном языке.

Есть еще каффит (khaffite) – сплав, который внешне похож на медь, но немногим уступает каффу в прочности. Легион из него изготовил ошейник для Итценки.

Единственное, что смущает, это некоторая непоследовательность при описании материалов. Судя по всему, кафф – это какое-то сверхпрочное органическое соединение. Из него можно изготовить бумагу, похожую на ткань, а также обложку, напоминающую выцветший пластик. А вот каффит является уже сплавом. Вопрос: почему два несхожих между собой материала называются одинаково?

Валлон

Как я уже выше отмечал, название планеты отсылает читателя к легендарному острову Авалон, где нашел свое последнее пристанище король Артур. Однако в Европе в действительности существует географическая область Валлония, населенная валлонами. Да и в «Трех мушкетерах» полное имя Портоса звучало как «барон дю Валлон де Брасье Де Пьерфон (baron du Vallon de Bracieux de Pierrefonds). Если копать глубже в этимологию слова, то оказывается, как любезно подсказывает нам Википедия, оно связано с Уэльсом и Валахией. Оба этих топонима происходят от древнегерманского слова «walh», что значит «чужак». А Фостер был самым, что ни на есть чужаком на Земле.

Автор не упомянул, в какой области космоса находится планета. Известно только, что ночь на ней длится 28 часов, и есть спутник – Синта. Сайм-кондитер упоминает, что на спутнике живут еретики. Очень возможно, что символ Двумирья как раз символизирует Валлон и Синту. География планеты не особо раскрывается в книге, но упоминается Великая Каменистая пустыня (Great Stony Place) и Мелкоморье (The Shallow Sea).

Кстати говоря, на побережье этого моря находится Сапфировый Дворец (Sapphire Palace), где находится резиденция правителя планеты.

Вот его описание:

Дворец был под нами. Его голубые башни устремлялись к сумеречному небу, подобно королевским палатам в сказочной стране*. Сразу за ним закатные краски отражались на шелковой поверхности Мелкоморья. Извечные камни и тихие воды выглядели так же, как и три тысячи лет назад, когда Фостер отправился на Землю, где потерял себя.

* В оригинале используется словосочетание «Munchkin country». «Манчкин» – это не только название пародийной настольной игры. В книге «Мудрец из страны Оз» Л.Ф. Баума так назывался народец, который был ростом с Дороти и носил одежду голубого цвета. В «Волшебнике Изумрудного города» они превратились в жевунов (логично, поскольку слово «to munch» переводится как «жевать, чавкать»).

Цитаты

В книге встречается несколько цитат, которые показались важными.

• Про мечту, которая может быть путеводной звездой вне зависимости от возможности ее реализации:

Вероятно, недостижимость является существенным элементом любой мечты. <…> И все же держись за эту мечту, какой бы они ни была, и не сдавайся.

• Про то, что хорошо там, где нас нет. Важно лишь то, с чем мы имеем дело прямо сейчас:

В каждом мире свои правила. Где-то сложнее, где-то проще. Встретить лицом к лицу свою реальность – вот, в чем смысл.

• Про штампы в кинематографе середины XX в.:

Все знают, что русские шпионы низкорослы, скуласты и ходят в шляпах.

• В главе XIV Легион в разговоре с доменьером Гопом после гибели Кагу цитирует стихотворение Редьярда Киплинга «Прелюдия»:

And the deaths they died I have watched beside, and the lives they led were mine.

В переводе Бетаки Василия Павловича это звучит так:

Я с каждым из вас умирал в его час / Я вашей жизнью жил.

Саундтрек

Да, у книг тоже бывают саундтреки.

Легион исполнял следующие мелодии на кларнете, когда был музыкантом у доменьера Гопа:
1. Полька Розамунда (Beer Barrel Polka).
2. Джазовая инструментальная композиция «One O’ Clock Jump».
3. Застольная песня «Little Brown Jug».
4. Джазовая песня «String of Pearls», написанная в 1941 г. композитором Джерри Греем на стихи Эдди Деланжа.
5. Шутливая песенка «Mairzy Doats».
6. Джазовая композиция «The Dipsy Doodle».

Заметно, что автор подбирал популярные на момент написания книги треки (кроме разве что польки).

Как это примерно звучало на кларнете можно увидеть на следующем видео:

Звучит симпатично, так что неудивительно, что доменьеру Гопу понравилось.

Сильные стороны книги

1. Легкий язык и кинематографичность повествования. Читается легко как в оригинале, так и в переводе. Обычно я скептически отношусь к книгам, написанным от первого лица, но тут придраться совершенно не к чему. Каждая глава, каждая сцена вызывают интерес, приковывают внимание к книге.

2. Удачный синтез фантастики и цикла легенд о короле Артуре. Причем без всякого намека на пародию. Все очень серьезно, вплоть до созвучных названий. Автор очень уважительно отнесся к Артуриане, и, честно говоря, сама идея о рыцарстве как элемента культуры более высокоразвитой цивилизации оживляет старинные легенды. Вообще комбинация научной фантастики с фэнтези напоминает прогулку по тонкому льду – неудачно наступил и провалился. Слишком много произведений, где мечи в космосе выглядят несерьезно и не к месту, а излишний пафос вызывает улыбку. Здесь все иначе – смешно там, где можно, и серьезно, там, где нужно.

3. Никуда без котиков. Серо-белая кошечка прибилась к Легиону незадолго от отлета на Валлон. Он ей дал имя Итценка по названию деревеньки в Перу, где он ее встретил. На Валлоне существуют похожие на кошек по форме и размерам зверушки, получившие название «иггрфн» (iggrfn). Итценка сыграла большую роль в приключениях Легиона – без ее помощи он так бы и остался доживать свой век к каменном мешке в подземельях Бар-Пандерона.

Слабые стороны

1. Я все-таки являюсь сторонником соблюдения физических законов в фантастике. Хотя бы приблизительно. Не бывает изделий человеческих (да и не только) рук, которые будут сохранять работоспособность в течение тысячелетий. Могут сохраниться различные артефакты, осколки, обломки, части машин или даже сама машина, но вот работоспособность сохранить невозможно. Это не вопрос технологий, а соблюдение простых физических законов. Даже на лунной поверхности, где нет эрозионной деятельности, постоянная бомбардировка частицами солнечного ветра и космическими лучами со временем приводит к изменению свойств материалов. А тут почти в каждой главе описываются устройства и механизмы, которые работают как новенькие, несмотря на минувшие века. Сложная электроника под Стоунхенджем вряд бы ли выдержала долгое воздействие сырости. Единственный вариант преодолеть такое ограничение – использовать симбиоз техники и живой ткани при постоянном обмене веществ в окружающей средой. Но это уже технологии Предтеч или иных сверхцивилизаций, а валлонцы на них непохожи ни внешне, ни внутренне.

2. Где гиперпривод? Как Легион отправился на челноке в межзвездное путешествие? Где какое-либо приспособление для обхода ограничений Теории относительности? Зачем нужны звездолеты, если обыкновенный челнок может отвезти человека на родной мир пришельцев? Понятно, конечно, что автор подразумевал НЛО, когда описывал возможности этого маленького кораблика: челнок может и в атмосфере перемещаться, и отправить главного героя в далекий мир, и ракеты «воздух-земля» его не берут. А еще он может взлетать с огромным ускорением незаметно для его экипажа, как это описывают «контактёры». Но в книге это выбивается из общего фона повествования.

Резюме

Старая, добрая американская фантастика с четкой сюжетной линией, харизматичным и неунывающим главным героем, яркими сценами и неожиданной концовкой. В книге есть все – элементы фэнтези, намеки на НЛО, шпионские игры времен Холодной войны, исследование заброшенного звездолета и даже кошечка, которая не просто разряжает обстановку, но принимает деятельное участие в приключениях своего хозяина. Однозначно, произведение достойно занять место в домашней библиотеке. И, кстати, книга есть в свободном доступе на сайте проекта Гутенберг (правда, на английском языке).

 

Как всегда, обсудить статью можно в телеграм-канале «Читательский дневник».

 

Поделиться: